7 февраля 1981 года произошла трагедия — авиакатастрофа унесла жизни почти всего командного состава Тихоокеанского флота (ТОФ). В результате крушения погибли 50 человек: 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга ТОФ СССР.
В начале февраля Военно-морской академии в Ленинграде объявили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Высшее руководство принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.
30 января 1981 года на военный аэродром в городе Пушкин прибыл самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР с аэродрома Владивосток-Кневичи. Учения длились целую неделю. По итогам ТОФ был признан лучшим. Около 16:00 мск 7 февраля экипаж готовился к взлёту. Во главе экипажа стоял опытный командир Анатолий Инюшин — командир отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. К 50 годам имел 8150 часов налёта, из которых 5730 на Ту-104. На борт поднялись: командующий адмирал Эмиль Спиридонов с женой Валентиной, командующий ВВС ТОФ Георгий Павлов, командир эскадры подводных лодок ТОФ Виктор Махлай, начальник разведки Геннадий Леонов, начальник штаба ТОФ Степан Данилко и другие высшие должностные лица, а также супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина. Всем им предстоял долгий полёт во Владивосток. К сожалению, этому не суждено было сбыться.
Всё пошло не по плану уже в ходе взлёта. Самолет оторвался от ВПП с большим углом атаки на скорости на 25 км/ч ниже расчетной. Достигнув высоты 50 метров, самолёт вошел в правый крен и спустя несколько секунд ушел в сваливание, столкнулся с землей в 500 метрах от ВПП, взорвался. Все находившиеся на борту погибли.
Это был удар для всей страны и всех тех, кто знал и служил вместе с этими людьми. Из воспоминаний вице-адмирала Рудольфа Голосового, описанных в книге «Продуть балласт!»:
Оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирало останки людей. Живыми оставались только апельсины, раскатившиеся от места пожарища, оранжевые, как осколки пламени.
Расследование длилось около полугода. Долгое время ходили слухи о диверсии против представителей командования ТОФ. Однако, согласно официальной версии Минобороны, самолет упал из-за нарушения центровки в результате неправильного крепления груза и размещения пассажиров в салоне.
"Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают «на ...», хамски указывая летчикам: ваше место – возле ... штурвалов, а «здесь все с «мухами» на погонах». Второй пилот, да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для «целого» адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми" – так комментировал в интервью «Независимому военному обозрению» в 2008 году бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота генерал-лейтенант Виктор Сокерин.
Информация о трагедии очень долгое время оставалась не раскрытой. Только газеты «Красная звезда» и «Правда» поместили короткие сообщения о том, что «при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота». После произошедшей катастрофы самолёт Ту-104 был снят с эксплуатации военными. В гражданской авиации он не использовался после крушения в 1979 году под Москвой.
Наши основные медиаресурсы:
Telegram (главная платформа)
Boosty (эксклюзив)