Найти в Дзене
Екатранс

Электропоезд ЭС104. Как "Ласточка" стала "Финистом"

Оглавление

Сегодня 10 июля, ровно год как был представлен электропоезд ЭС104-001. В тот момент электропоезд имел название "Ласточка Восток".

В этой статье мы разберём историю создания, обкатку и эксплуатацию поездов серии ЭС104.

История появления

Как всем известно, электропоезд семейства "Ласточка" появились благодаря Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Так как в РФ не было двухсистемных скоростных электропоездов мирового уровня то было принято решение обратиться к компании Сименс (ФРГ) в 2009 году.

Сименс разработала поезд на платформе Дизаиро, новая серия поездов получила индекс Сименс Дизаиро Рус, а в России поезд получил наименование ЭС1 (Электропоезд Сименс) и коммерческое название "Ласточка". Было принято решение закупить первую партию из 54 электропоездов в Германии.

Электропоезд ЭС1 "Ласточка". Снято в 2022 году.
Электропоезд ЭС1 "Ласточка". Снято в 2022 году.

Изначально поезда ЭС1 поставили в Сочи и Москву, но после Олимпиады они начали расходиться по другим городам.

Также было принято решение о развёртывании производства на территории России. Для этого был выбран завод Уральские Локомотивы, группы Синара. Первый состав был выпущен в 2014 году. Они получили наименование ЭС2Г "Ласточка", который был предназначен только для постоянного тока. Они использовались в качестве экспрессов между крупными городами.

Электропоезд ЭС2Г "Ласточка". Снято в 2023 году.
Электропоезд ЭС2Г "Ласточка". Снято в 2023 году.

Но в 2016 году их начали использовать в качестве городских поездов на МЦК, так как поезда серии ЭГ2ТВ "Иволга" не успевала пройти сертификацию к открытию кольца.

Электропоезд ЭС2Г "Ласточка" на МЦК в Москве. Снято в 2023 году.
Электропоезд ЭС2Г "Ласточка" на МЦК в Москве. Снято в 2023 году.

В 2017 году на Уральских Локомотивах начали производство двухсистемных ЭС1П и односистемных ЭС2ГП "Ласточка Премиум", которые были предназначены для дальних рейсов.

Электропоезд ЭС1П "Ласточка". Снято в 2024 году.
Электропоезд ЭС1П "Ласточка". Снято в 2024 году.

Кузова, тележки и салон собирались из российских комплектующих, а вот всё электрооборудование было от компании Сименс. Кстати, схема составов у электропоезда тоже была на западный монер: поезд представлял единую электросекцию, в которой могло быть 5-6 вагонов, состоял из:

1)моторногл-головного

2)промежуточного-безмоторного с пантографом

3)промежуточного-безмоторного(такой же прицепляется в качестве 6 вагона)

4)промежуточного-безмоторного с пантографом

5)моторного-головного

В будущем появится полная статья по электропоезда семейства "Ласточка".

В 2021 году компания Синара представила проекты двух поездов, это двухэтажный вариант электропоезда "Ласточка" для межрегионального сообщения. Планировался выпуск первого экземпляра в 2022 году.

Двухэтажная ласточка для межрегионального сообщения (проект Синары)
Двухэтажная ласточка для межрегионального сообщения (проект Синары)

И "Ласточка Восток", у которой планировалось увеличить скорость со 160 до 200 км/ч. Также планировался выпуск первого экземпляра в 2022 или 2023 году.

Ласточка Восток (проект Синары)
Ласточка Восток (проект Синары)

Производство обычных "Ласточек" продолжалось в штатном режиме до второй половины февраля 2022 года в связи с известными событиями. Компания Сименс ушла из России и производство "Ласточек" начало останавливаться, так как комплектующие, в частности электродвигатели и электроника, не поставлялись из Германии.

В 2022 году началось проектирование электропоезда ЭС104 с отечественным асинхроным тяговым электродвигателем, также для проектирования были взяты наработки от производимого ЭС2Г и проекта "Ласточка Восток".

Опытный ЭС104 "Ласточка Восток"

В 2023 году началась сборка нового электропоезда на заводе Уральские Локомотивы. В это время РЖД и Синара подписали контракт на поставку 22 поездов ЭС104. В 2023 году должны были поставить 12 составов, а в 2024 году остальные 10 поездов. Первый опытный экземпляр был собран в конце июня, в это же время на заводе производилась сборка поездов 002 и 003.

Электропоезд ЭС104 "Ласточка Восток" был представлен журналистам на выставке Иннопром 2023 в Екатеринбурге на станции Аэропорт Кольцово 10 июля. Мне также удалось побывать на презентации этого состава, но посетить салон не получилось, о нём расскажу ниже.

Электропоезд ЭС104 "Ласточка Восток" на станции Аэропорт Кольцово на выставке Иннопром 2023. Снято 10 июля 2023 года.
Электропоезд ЭС104 "Ласточка Восток" на станции Аэропорт Кольцово на выставке Иннопром 2023. Снято 10 июля 2023 года.

Внешний вид по сравнению с "Ласточкой" серьёзно изменился: появилась новая выразительная маска, слегка изменился окрас, сцепное устройство было скрыто кожухом.

Вариант без кожуха и открытым сцепным устройством. Снято 10 июля 2023 года.
Вариант без кожуха и открытым сцепным устройством. Снято 10 июля 2023 года.

Кузов в основном не изменился, он полностью унаследован от ЭС2Г, кроме масок.

Теперь моторные вагоны не головные, а промежуточные. Снято 10 июля 2023 года.
Теперь моторные вагоны не головные, а промежуточные. Снято 10 июля 2023 года.

Основные изменения коснулись оборудования схемы состава. Теперь вместо оборудования от компании Сименс стоит оборудование от НПП "Горизонт". Теперь поезд состоит из:

1)безмоторного-головного

2)промежуточного-моторного с пантографом

3)промежуточного-безмоторного (такой же прицепляется в качестве 6 вагона)

4)промежуточного-моторного с пантографом

5)безмоторного-головного

Новая надпись. Снято 10 июля 2023 года.
Новая надпись. Снято 10 июля 2023 года.

Также была изменена фирменная надпись "Ласточка".

ЭС104 должен стать основой для линейки новых скоростных электропоездов от Уральских Локомотивов. В частности должны появиться:

  • Двухсистемный ЭС105, который предназначен для рейсов до 500 километров.
  • Гибридный ЭС105А, который будет обладать автономным ходом.
  • Городской ЭС106 для обновления МЦК.

Электропоезд презентовался только 10 июля, затем его увезли в Москву для прохождения испытаний и сертификации на полигонах ВНИИЖТ в Щербинке и Белоречинске.

На выставке Иннопром 2023 был представлен стенд посвящённый этому электропоезду.

Макет кабины ЭС104 "Ласточка Восток" в Екатеринбург-ЭКСПО. Снято 12 июля 2023 года.
Макет кабины ЭС104 "Ласточка Восток" в Екатеринбург-ЭКСПО. Снято 12 июля 2023 года.

Был представлен макет кабины электропоезда ЭС104 "Ласточка Восток". А также макет самого поезда.

Макет электропоезда ЭС104 "Ласточка Восток". Снято 12 июля 2023 года.
Макет электропоезда ЭС104 "Ласточка Восток". Снято 12 июля 2023 года.

И так, поезда отправились на испытания. Их обещали запустить с пассажирами в декабре 2023 года, после прохождения сертификации.

В начале сентября появился ЭС104-003, его мне удалось увидеть на станции Шарташ.

Электропоезд ЭС104 "Ласточка Восток" 003 на станции Шарташ, город Екатеринбург #екб #ласточка #урал

Электропоезд скорее всего проходил испытания, но потом его также отправили в Москву для прохождения испытаний.

Серия электропоездов ЭС104 "Ласточка Восток" была сертифицирована в конце ноября. Первые четыре электропоезда 001, 004, 005 и 006 поступили на Свердловскую ЖД в моторвагонное депо 21 Свердловск.

ЭС104 Ласточка-М 004/005/006 в Екатеринбурге #ржд #эс104 #ласточка #екб #уральскиелокомотивы #синара

Смена названий и подготовка к эксплуатации

Во время испытаний кроме "Ласточки Восток" иногда в СМИ использовалось название "Ласточка-М". Но не тот не другой не использовались официально.

В конце декабря РЖД и Уральские Локомотивы решили сменить название электропоезду. Было проведено народное голосование на сайте РЖД. На выбор предлагались:

  • Финист
  • Аметист
  • Ласка
  • Ирбис
  • Уралочка
  • Байкал
  • Свой вариант

Было выбрано название Финист. Но поезда в середине декабря новые надписи не были готовы и ЭС104 были со старыми наклейками "Ласточка".

ЭС104 "Ласточка Финист" 002/003/004/005/008/009 #ржд #эс104 #екб #поезда #свжд #синара #урал #поезда

Тем временем на СВЖД прибыли составы 002 и 003 из Москвы, также с завода пришли поезда с номерами 007, 008, 009, но со старыми надписями. Поезда проходили обкатку по Свердловской области.

Запуск в пассажирскую эксплуатацию

И так, 28 декабря поезда "Финист" приняли на борт первых пассажиров. В тот день состав 001 после торжественной презентации отправился в Каменск-Уральский. Состав 006 отправился в аэропорт Кольцово.

ЭС104-006 "Финист" отправиляется в Аэропорт Кольцово. Снято 28 декабря 2023 года.
ЭС104-006 "Финист" отправиляется в Аэропорт Кольцово. Снято 28 декабря 2023 года.

Состав 005 отправился в Бокситы. Тогда на составах 001 и 006 засветились надписи Финист, а вот 004 и 005 были вообще без надписей.

29 декабря мне удалось в заснять и прокатиться в новых поездах. В тот день мне удалось заснять составы 001 и 005.

Начнём разбор с экстерьера.

ЭС104-001 "Финист" на станции Шарташ. Снято 29 декабря 2023 года.
ЭС104-001 "Финист" на станции Шарташ. Снято 29 декабря 2023 года.

Серийные машины практически не отличаются от опытной версии. За исключением нового кожуха, которое закрывает сцепное устройство, теперь он не снимается, а откидывается, как на поездах "Иволга". Также вместо надписи "Ласточка" появилась надпись "Финист".

Новое название поезда. Снято 29 декабря 2023 года.
Новое название поезда. Снято 29 декабря 2023 года.

По сравнению с ЭС2Г на электропоездах серии ЭС104 появились новые лестницы, которые позволяют производить посадку с низких платформ удобнее, так как появилась дополнительная ступенька.

Дополнительные ступени, снято 29 декабря 2023 года.
Дополнительные ступени, снято 29 декабря 2023 года.

Салон также изменился, появились новые кресла, USB-зарядки, новые поручни, и новое цветовое оформление салона. В каждом вагоне имеются информационные табло, где отображаются скорость, время и остановки. Если честно, то он немного напоминает салон метропоезда 81 775 "Москва 2020".

Промежуточный вагон. Снято 29 декабря 2023 года.
Промежуточный вагон. Снято 29 декабря 2023 года.

В одном из головных вагонов расположено место для людей с ограниченными возможностями и мам с колясками. Также в этом вагоне есть подъёмник и туалет для маломобильных.

Подъёмник для маломобильных групп населения. Снято 29 декабря 2023 года.
Подъёмник для маломобильных групп населения. Снято 29 декабря 2023 года.

Всего в поезде имеются 3 туалета, это на 1 больше, чем в поездах семейства "Ласточка". Также в салоне остались мусорные бочки возле дверей.

Кабина электропоезда. Снято в январе 2024 года.
Кабина электропоезда. Снято в январе 2024 года.

Также мне удалось побывать в кабине этого электропоезда. Так как я не специалист, то не могу сказать о ней.

И так, электропоезда ЭС104 "Финист" начали работать на экспресс маршрутах в Свердловской области. К концу года в депо Свердловск пришли все 12 составов из запланированных. Также часть из этих поездов отравилась в Пермь, для прохождения обкатки. Но на новых составах были старые надписи "Ласточка". Это были составы 002, 003, 007, 008, 009, 010, 011 и 012.

ЭС104-012 со старыми наклейками. Снято в январе 2024 года.
ЭС104-012 со старыми наклейками. Снято в январе 2024 года.

Все они потихоньку начали заменять ЭС2Г "Ласточка", но с конца января новые поезда начали лавинообразно выходить из строя. В результате на линии оставались 1-2 состава этой модели, также поступали жалобы из Перми. На их замену вышли ЭС2Г и даже ЭС1 "Ласточка". Неисправные машины стояли на станции Шарташ и Екатеринбург-пассажирский. Пермские ЭС104 также вернулись. Эта ситуация продолжалась до марта этого года, пока поезда не начали снова возвращаться на маршруты, так как Уральские Локомотивы начали исправлять недостатки в своих электропоездах.

К этому времени с завода пришли составы 013 и 014. Поезд ЭС104-013 был с надписью "Ласточка", а вот 014 пришёл изначально без надписи.

ЭС104-014 который показали президенту РФ. Снято 24 мая 2024 года.
ЭС104-014 который показали президенту РФ. Снято 24 мая 2024 года.

Дело в том, что его показывали президенту В.В.Путину на заводе Уральские Локомотивы и было бы странно называть поезд Финистом, когда на нём написано Ласточка.

Если 014 был изначально без надписи, то 015 и последующие поезда будут прибывать с новыми надписями "Финист" с завода.

ЭС104-015 с новой надписью "Финист". Снято в апреле 2024 гола.
ЭС104-015 с новой надписью "Финист". Снято в апреле 2024 гола.

К апрелю этого года электропоезда ЭС104 "Финист" почти удалось вытеснить поезда серии "Ласточка", остались только ЭС1 и ЭС1П на маршруте до Красноуфимска, так как там требуются двухсистемные электропоезда. С мая "Финисты" начали ходить на межрегиональных маршрутах до Кургана, Тюмени и Перми. На момент написания статьи не работают 4 состава, это 008, 010, 011 и 012. Остальные 17 поездов работают в штатном режиме, 022 пока не введён в эксплуатацию.

Тем временем контракт 2023 года был полностью выполнен и был подписан новый контракт на 16 поездов. Они должны поступить на Куйбышевскую и Октябрьскую ЖД. Также ведётся разработка и сборка двухсистемных ЭС105. Уже собраны ЭС104 под номерами 023 и 024.

Заключение

И так, прошёл год с тех пор как электропоезд серии ЭС104 встал на рельсы и уже полгода возит пассажиров. И в заключении хочется сказать, что наш импортозамещенный поезд смог выйти на тот же уровень, что и Сименс, а то и превзойти в некоторых аспектах. ЭС104 уже покорил Свердловскую магистраль и скорее всего поезда нового поколения будут распространяться по нашей стране и не только.

-24