Май 2024 года заканчивается громким заявлением Российского союза автостраховщиков (РСА) о том, что бывшие в употреблении запчасти могут существенно сократить срок ремонта авто после ДТП, и их можно использовать при восстановлении поврежденных машин.
«СитиТрафик» ранее не раз писал, что стоимость ремонта транспортных средств в РФ после аварии выросла в десятки раз. То, что 5–7 лет назад обходилось автолюбителю в сумму 10–15 тысяч рублей (к примеру, частичный ремонт или замена капота, крыла и бампера, — прим. авт.) нынче стоит в десятки раз больше, притом неважно – попала в ДТП дорогая иномарка или бюджетная отечественная легковушка.
В РСА инициировали проведение исследования Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ). Оно состоит из нескольких частей, и первая обобщает международный опыт. Понятно, что и в России, и в других странах есть ряд деталей, которые точно нельзя использовать вторично. Это подушки безопасности, ремни, устройства блокировки рулевого управления, электронные блоки управления (иммобилайзеры), глушители и т. п. Но кузовные детали к ним точно не относятся.
Именно дверям, крыльям, бамперам и прочему «оперению» автомобиля страховщики, вероятно, намерены дать «зеленый свет» в части повторной установки на машины. Собственно, ничего нового здесь нет – рихтовщики часто идут именно по такому пути: когда восстановить элемент кузова не представляется возможным, его просто покупают на авторазборе и, если нужно, перекрашивают. Чтобы машина не простаивала на СТО для восстановительного ремонта по несколько месяцев, похоже, скоро можно будет вполне легально уже официальным станциям техобслуживания идти по тому же пути.
Исследование по данной теме называется так: «Разработка научно-обоснованных предложений по техническим требованиям к использованию комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), бывших в употреблении, при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, обеспечивающим безопасность эксплуатации транспортных средств после выполнения восстановительного ремонта».
Как справедливо отмечают многие российские автоэксперты, ничего не мешает страховым компаниям уже сегодня не навязывать ремонтные работы автомобилисту, который попал в ДТП, а попросту выплатить ему компенсацию в денежном эквиваленте. Ведь справочники, где указана расчетная стоимость тех же крыльев, капотов, оптики и прочего, как известно, опубликованы на сайте РСА. Теперь же может сложиться ситуация, когда выплату денежных средств будут производить и из расчета стоимости подержанных деталей, которая весьма отличается от цены новой запчасти.
Критически высказались относительно данной инициативы эксперты еще и потому, что в России де-факто отсутствует заслон такому явлению, как целенаправленный угон машин с последующим превращением их в груду запчастей. Легальные автодетали с пробегом – нормальная практика, но авторазборы стремительно опустеют, и тогда в ход могут пойти весьма сомнительные инструменты их пополнения. Корреспондент «СитиТрафика» продолжит отслеживать ход событий.
Андрей Серегин, фото автора
Скоро лето? Меняем шины на российские — и едем к морю