Автолюбитель, купивший с помощью частного перекупщика автомобиль в Германии, рискует с ним расстаться из-за судебного иска: у авто в России обнаружился другой владелец. С какими еще рисками связано желание сэкономить на покупке зарубежного автомобиля?
Владельцы автомобилей, купленных у перекупщиков, рискуют лишиться своих машин спустя несколько лет после приобретения. О новой схеме мошенничества пишет портал Autonews со ссылкой на автокриминалиста и блогера Максима Шелкова, который привел реальный случай с покупателем из Ярославля. Два года назад тот заказал кроссовер в Германии, а затем столкнулся с судебным иском, требующим вернуть машину другой владелице. Каковы другие риски при покупке автомобилей по параллельному импорту?
В 2022 году житель Ярославля решил купить немецкий кроссовер. Обратился за помощью к продавцу из Иванова, который говорил, что может купить машину в Германии. Он предложил дизельный Volkswagen Tiguan 2018 года выпуска, таможенное оформление и доставку в Россию. Стоимость сделки составила около 40 тысяч евро, которые покупатель отдал наличными. Клиент получил видео с приобретением машины и ее транспортировкой в Россию, уплатил утильсбор, оформил электронный ПТС и поставил автомобиль на учет в ГИБДД.
В начале 2024-го владелец Tiguan получил судебный иск с требованием вернуть автомобиль «законному» владельцу. Таковым значилась девушка с такой же фамилией, как у перегонщика — организатора сделки. Иск включает шесть пунктов, среди которых признание недействительности договора отчуждения, применение последствий недействительной сделки и передача автомобиля законному владельцу. Девушка утверждает, что приобретала машину для себя, предоставив документы о сделке и платеже. У нее имеется договор купли-продажи с гражданином Германии и копия платежа с банковского счета в Райффайзенбанке. Она утверждает, что сделка состоялась. Суд принял иск к рассмотрению. Как говорит адвокат, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько, эта история не имеет отношения к параллельному импорту:
Сергей Радько адвокат, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» «Параллельный импорт представляет собой разрешение государства поставлять в страну продукцию, не только автомобили, но любые другие продукты, товары, без разрешения правообладателей товарных знаков. Сама эта история в общем напоминает историю из диких девяностых, когда машины перегоняли частные лица, частные перегонщики. Вот именно поэтому и такая история произошла. Не могу сказать, что она примет широкие обороты, но если есть такие люди, которые так машины покупают, то не исключено, что эти истории будут продолжаться. Спрос рождает предложение, поскольку есть желание купить машину подешевле, тем более в нынешних условиях, когда они все очень сильно дорожают. Ну и, разумеется, на этом рынке появляются мошенники, которые обещают привезти машину или обещают вот-вот продать машину. Здесь для мошенников поле непаханое. Привычные марки идут обходными путями, а это, в общем-то, золотая жила для разного рода проходимцев и мошенников».
Как пишет Autonews, уже после получения судебного иска ярославский покупатель обнаружил, что продавец оформил машину по «серой» схеме, сделав собственником льготника из Белоруссии. Посредник на этом значительно сэкономил на уплате таможенного сбора. Как рассказывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, схема распространенная, но для конечного покупателя представляет значительный риск:
— В Белоруссии используют льготника, который на себя таможенные документы оформляет, делает платежи и так далее. Формально этот льготник становится собственником, приобретателем машины. В Белоруссии для ряда категорий граждан действует льгота 50% на растаможку. Здесь возникает прямой интерес сэкономить и прямой риск, потому что в некоторых случаях собственник может решить не отдавать машину, потому что она по всем документам его, и доказать обратное просто невозможно. Все попытки обмануть российский бюджет, все попытки сэкономить раньше или позже, но неминуемо закончатся платежами.
— А вот эту ярославскую историю как вы можете прокомментировать?
— Автомобиль из Германии мог приехать в Российскую Федерацию на того человека, который, собственно, его и покупал. Могли быть уплачены в полном объеме таможенные платежи и сборы. Соответственно, человек сам стал бы собственником, растаможил бы машину, и она была бы кристально чистая по всем документам. Однако человек решил, что нужно провести машину через Белоруссию, сэкономить таким образом денег и обокрасть немножечко бюджет Российской Федерации. Соответственно, ушлые деятели решили, что пусть заработают они, а не этот житель Ярославля.
— А при покупке через Киргизию, Белоруссию как не нарваться на обман?
— Нужно смотреть документы на автомобиль, если ПТС на него выдан недавно, то просить документы с таможни. Если документы с таможни собственник показать не может или не хочет, то от такой машины мы убегаем, сверкая пятками. Если машину растаможили с разного рода ухищрениями, с разного рода недоплатами, то это в цифровую эпоху видно буквально в два клика таможеннику.
Есть два параллельных импорта. Настоящий, который является разрешением государства на ввоз товаров без согласия производителя, и бытовой, которым в обиходе называют ввоз товаров в той или иной степени легальности.
Настоящий параллельный импорт внутри России — это законно, но дорого. Ненастоящий — полулегально и часто еще дороже.