Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Откуда берутся фобии

Страх присущ любому человеку. Страх – это наша реакция на опасность, он способствует нашему выживанию. Однако существует и паталогический страх, иррациональный, не поддающийся объяснению. Тогда мы говорим о фобиях, выраженных как крайняя форма тревожности , как симптом, возникающий на воображаемую угрозу, не имеющую в своей сути реального предмета опасности.

В настоящее время самой распространенной фобией признана акрофобия или страх высоты, а самой редкой – турофобия как реакция на упоминание (!) желтого цвета.

Фобии возникает вследствие того, что психика смещает порой неосознаваемое внутреннее беспокойство на внешний объект, наделяя его могущественной угрозой.

Состояние человека при переживании фобии сходно с ощущениями при панической атаке: повышение артериального давления, дискомфорт в животе, дрожь, головокружение, сильное сердцебиение и пр.

В Эмоционально-образной терапии рассматривают несколько моделей возникновения фобий. Приведем ниже каждую из них.

  1. Модель Травмы

В данном случае в основе возникновения фобии лежит реальная травматическая ситуация, зачастую произошедшая в детстве. Например, маленькая девочка могла стать свидетелем или жертвой насилия, после чего сформировался панический страх перед мужчинами. Ситуация травмы осталась в прошлом, но психика продолжает реагировать на незначительные триггеры аналогичным способом, хотя для этого нет никаких весомых оснований. Психика всегда выбирает безопасность и выживание, поэтому становится критически важным уберечься даже от гипотетического столкновения с угрозой повторного переживания травмы.

Модель травмы проявляется и в социальных страхах, таких как боязнь публичного выступления , страх перед начальством (фиксация на переживании унижения либо отвержения, произошедшего со стороны значимых взрослых в прошлом), страх бедности, страх возможных неблагоприятных изменений в личной жизни (фиксация на конденсированном опыте предательства либо отвержения) и прочих.

Человек всегда «проваливается» в позицию жертвы, поэтому основной задачей терапевта является высвобождение негативных переживаний , связанных с первичной ситуацией и вывод клиента из этой позиции.

  • Кольцевая Модель Франкла.

Сутью данной модели создателя логотерапии является подкрепление. Возникший негативный симптом подкрепляется страхом, что ведет к усилению симптома, еще большему проявлению страха и т.д.

Человек может испытывать страх перед наступлением обморока или инфаркта, повторением эпизода панической атаки. Страх ожидания приводит к тому, что симптом действительно может проявиться снова. Это укрепляет опасения клиента. Человек может начать реагировать бегством от реальности, от самой жизни, т.к. бездействие либо заточение дома дает некую уверенности в контроле над ситуацией, а значит, безопасность.

Франкл предложил метод парадоксальной интенции, чтобы разорвать порочный круг фобий. Не каждый человек, увы, способен применить его, так как метод запрашивает волю и мужество пойти навстречу фобии и пережить ее, применяя юмор.

В фильме о Гарри Поттере ученики школы использовали этот прием, « надевая» на гигантского паука ролики, что делало его смешным, уязвимым и неспособным справиться со своими ногами, разъезжающимися во все стороны.

  • Модель Родительских предписаний.

Детские решения, принятые в том числе и вследствие родительских предписаний (как вербальных, так и нет) всегда формируют дальнейший паттерн поведения. Эти родительские предписания даются из травмированной части родителя, транслируются ребенку, который дальше, волей-неволей, передает их своим детям.

Такие предписания как «не живи», «не будь» могут формировать жертвенные сценарии отношений, фобии одиночества, отвержения. Предписание «будь слабым» может породить канцерофобию, децидофобию (страх принимать решения), аутофобию (страх одиночества) и т.д.

Иногда фобии могут формироваться и на такие предписания, как «будь смелым!» , имеющим обратную сторону «не живи если ты не смелый!». Так, отец может воспитывать девочку как бойца или высмеивать мальчика, который боится прыгать с парашюта или нырять с высокого утеса. Дети адаптивны по своей природе, они будут стараться «не расстроить» требовательного папу, но потом у них может проявиться аллергия на воду, либо фобии высоты, либо сформироваться «Синдром Мюнхгаузена», при котором люди симулируют или нарочно вызывают у себя синдромы болезни («я хочу, но не могу быть таким смелым как ты хочешь, папа, ведь я , увы, болен»..

  • Модель Несчастного Внутреннего Ребенка.

Ребенок не сможет выжить в одиночку. Без внимания и заботы Взрослого, он просто погибнет. И это не только про еду и тепло, но и про любовь и принятие. Дети, выросшие в условиях депривации, отвержения, игнорирования, унижения, насилия – могут нести в себе программу неосознаваемого суицидального поведения.

Для маленького человечка понятие смерти еще не несет глубокой смысловой нагрузки с вытекающими последствиями. Смерть – это как игра в прятки. «Я умру – и меня заметят! Я умру – и они поймут кого лишились, как сильно они меня на самом деле любят!»

Став взрослым, даже при внешне благополучной жизни, человек продолжает жить «из состояния несчастного Внутреннего ребенка», что будет толкать к «неотвратимому и ужасному концу». Это может быть тема опасных видов спорта, алкоголя или наркотиков, дурных компаний и т.д.

  • Модель обратного желания.

Навязанные значимыми взрослыми либо моралью общества правилами могут быть сформированы неприемлемые желания и ситуации. Как правило они касаются темы секса, гнева либо тревожного состояния.

Клиент может испытывать страх интимной близостью и это будет выражено в избегании любых контактов с представителями противоположного пола, буквально в фобии мужчин.

Человек может считать неуместным и неприемлемым проявления гнева, «как несвойственных интеллигентному человеку», что приведет к вытеснению или подавлению этой эмоции и возможному проявлению психосоматических реакций. Это может быть выражено в социофобии, избегании любых взаимодействий, которые могут повлечь за собой ссоры или конфликты.

  • Истерические Фобии

За истерическими фобиями часто стоит стремление произвести впечатление, гипертрофированная потребность во внимании. Саботажная часть клиента манипулирует, протестует, добивается таким образом своих вторичных выгод.

Клиент может говорить о фобии метро, имея вторичной выгодой нежелание работать, либо о фобии рожать, истинной подоплекой чего будет являться нежелание делить внимание мужчины с ребенком и страх быть покинутой.

  • Модель Родительской Тревоги

Еще одна модель показывает, как сформированная СМИ, негативным ранним опытом, примерами в близком окружении развивается тревога за детей и близких. В своей сути эта фобия появляется на почве эмоциональной зависимости от другого и страха его потерять.

Эта модель, на мой взгляд, имеет общее с моделью Родительский предписаний, ведь в случае тревоги также транслируются предписания «не будь сильным», «не взрослей», «не будь собой».

Автор: Анна Ломова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru