На заводе ПСМА РУС в Калуге, где раньше выпускали модели Peugeot, Citroen и Mitsubishi, стартовало производство среднеразмерного кроссовера Citroen C5 Aircross. Это было бы интересной новостью несколько лет назад, но сейчас это звучит по меньшей мере удивительно. Чтобы выяснить, как такое стало возможным и как конкретно сейчас производят автомобили на ПСМА РУС, я отправился в Росву Калужской области, где и располагается завод.
ПСМА РУС — современное предприятие, основанное автогигантами. Расположенный на 145 гектарах завод площадью 125 000 квадратных метров может выпускать до 125 000 автомобилей в год. Причем — по полному циклу. Две линии сварки, одна покрасочная линия и два сборочных конвейера. О том, как тут с успехом производились Mitsubishi Outlander и Pajero Sport, я рассказывал в материале “Как русские женщины делают японские кроссоверы”
До событий завод выпускал по полному циклу в том числе фургончики на платформе PSA B9 — в том числе, мой Peugeot Partner Crossway. В 2022 году завод ушел в вынужденный простой, как и другие предприятия Калужского автомобильного кластера Причина простоя понятна — нехватка комплектующих. Только на заводах ПСМА и Volkswagen более 8000 человек столкнулись с риском потери работы. Сотрудников ПСМА Рус, впрочем, не сократили, а перевели на ⅔ зарплаты, что все равно стало серьезным испытанием для многих работников. Простой продолжался немногим более года. В декабре 2023 конвейер вновь ожил — тут началась сборка новых машин знакомой марки. Причем данное производство официально никак не связано и никак не контролируется компанией, чей логотип размещается на фальшрадиаторной решетке выпускаемого автомобиля!
Инициатором проекта стала новая компания, ООО “Автомобильные технологии”, позиционирующая себя как “команда экспертов автобизнеса, более 20 лет работающих с производителями мировых автомобильных брендов и крупнейшими российскими компаниями.” Согласно данным ОКВЭД, компании занимается торговля легковыми автомобилями и запчастями к ним, а также производством автомобилей и ДВС. Ввезенные АТ из КНР по параллельному импорту автомобили Citroen C5 Aircross в 2023 успешно продавались в салонах Citroen. Учитывая, что параллельный импорт постепенно перестает быть выгодным, решение о сборке автомобилей в РФ выглядит логичным, хотя и очень трудно реализуемым.
Первый вопрос, где брать комплектующие для сборки автомобилей? Там, где эти автомобили выпускают, а именно — у “восточных партнеров”. Автомобили импортируются из в виде отдельных запчастей, самая крупная из которых — загрунтованный и окрашенный кузов без стекол.
Все остальное идет россыпью, из КНР, Индии и других стран, и это существенно отличает данный проект от крупноузловой сборки, используемой, например, “Москвичом”. И если в том случае речь изначально шла о предварительной подразборке готового автомобиля и его последующей сборке в РФ, то “российские” С5 Aircross никогда автомобилями не были. Компоненты поступают на ПСМА РУС, где АТ выступает арендатором производственных мощностей. Тут “ситроены” получают российский VIN (начинается с EC2). На автомобили выпущено полноценное ОТТС — одобрение типа транспортного средства. “Никто [из других новых проектов по сборке] не добежал до этой отметки”, оценивает работу команды Павел Безрученко — директор по стратегическому развитию ООО "Автомобильные технологии".
В декабре в тестовом режиме завод собрал около полусотни автомобилей для сертификации, испытаний корпоративного и тестового парка АТ. В настоящий момент, завезено уже более сотни машинокомплектов.
Безрученко уточняет — речь идет не совсем о машинокомплектах, а об импорте более 1700 деталей из 800 товарных групп.
Текущая скорость сборочной линии намного ниже, чем в былые времена — тут неспешно собирают два автомобиля в час. Кузова идут по конвейеру через одну платформу. Тем не менее, работа идет, а объем выпуска будет зависеть от спроса. Благо, конвейер позволяет выпускать до 10 машин в час.
В производственной цепочке задействуется все 78 сборочных постов и 20 подсборочных постов (например, сборка панелей приборов), и по большому счету, кроме того что на линию сразу приходит готовый кузов, сборка из мелких деталей ничем не отличается от того, что тут было ранее.
Локализация пока только на уровне используемых при производстве расходников (типа герметиков, клея для лобового стекла) и заправляемых технических жидкостей.
На заводе в моторы заливают масла производства “Синтек”, в сервисных центрах — “родной” для Citroen Eurorepar (его по заказу производит “Лукойл”). В ближайшей перспективе -”локальные” АКБ и шины.
Каждый собранный автомобиль подвергается тщательной проверке, включая проезд по заводскому треку. Световой тоннель на финальной части сборочной линии помогает операторам выявить все возможные дефекты сборки. Именно тут мне и удалось получше познакомиться с новинкой.
В 2022 году модель получила рестайлинг, и он пошел ей на пользу. Выглядит автомобиль стильно, и совсем непохоже на “китайцев”, что для многих большой плюс. Облик автомобиля современный хотя и не агрессивный.
По низу кузова — практичный неокрашенный пластик, особенно много его на корме. А вот расположение ПТФ в нижней кромке переднего бампера практичным не назовешь. Зато сенсоры системы бесключевого доступа есть на обоих передних ручках.
Интерьер — черно-серый, с синими вставками. По сравнению с дорестайловой версией, вырос в размере до 12” центральный экран, появилась другая приборка (и то, и то — с “заводской” русификацией, но Apple Car Play и Android Auto на “предсерийных” машинах отсутствуют).
Некоторый пластик нарочито грубый, как на моем Rifter, но по сравнению с “китайскими” одноклассниками, эргономика тут заметно лучше. Это касается и карманов в дверях, рассчитанных на 1.5-литровые бутылки, и прекрасных фирменных эргономичных кресел с массажем, ничего подобного китайцы не предлагают.
У кресел есть массаж и подогрев, но вот подогрева лобового стекла или руля нет в принципе. Также нет люка, автоторможения, адаптивного круиза, и даже подсветки зеркал в козырьках. Не говоря уже о “грипконтроле” — системе выбора “внедорожных” режимов работы ESP. Зато — двухзонный климат, 6 подушек, система кругового обзора, беспроводная зарядка для смартфона и так далее. Ручник — электромеханический, центральный бокс в тоннеле — охлаждаемый, дворники со встроенными форсунками. Под зеркалом есть дополнительный USB-разъем для подключения видеорегистратора.
Нефиксируемый селектор управляет хорошо знакомой 8-ступенчатой АКП, состыкованной с 1.6-литровым турбомотором (175 л.с. / 250 Нм).
Других двигателей, например, дизельного, не предлагается — только EP6 в своей восьмой по счету эволюции. Привод — безальтернативно передний, сзади скручиваемая балка. Но не стоит судить платформу EMP2 по обложке — управляется такая машина очень хорошо, и по повадкам далеко впереди большинства китайцев в этом бюджете. Еще одна фирменная фишка C5 Aircross — амортизаторы с дополнительными гидравлическими демпферами на сжатие и отбой. Такая подвеска весьма лояльна к мелким неровностям, отчего езда по неровной дороге чем-то отдаленно напоминает “гидропневматику” (хотя у этих систем нет ничего общего). Такая вот дешевая в производстве, но эффективная “фишка”, отсылающая в маркетинговом посыле к легендарным автомобилям марки.
При длине в 4.5 метра, колесная база у C5 Aircross больше, чем у конкурентов — 2730 мм, и это чувствуется на заднем сиденье — места тут более чем достаточно.
У дорестайловой машины, которую я тестировал, было три регулируемых раздельных кресла, на нашей машине сзади диван из двух частей, без продольной регулировки. И даже лючка в багажник — нет, что для европейских машин не свойственно. Особенности региональной комплектации? На вопрос о технических различиях между версиями, включая особенности климата стран, Павел пожимает плечами — с точки зрения окраски, коррозионной защиты, на всех заводах, производящих автомобили Citroen, приняты единые стандарты качества, так что проблем быть не должно.
Сам багажник невелик, но удобен в использовании. Полка подкачала — жесткая, не телескопическая.
Шины — известной марки. Как, впрочем, и все комплектующие.
C5 Aircross производится на данный момент в четырех цветах (красный, синий, белый и серый). Красную машину я встретил на заводской парковке. Серый цвет, полагаю, будет востребован у чиновников — ведь ранее Минпромторг уже включил производимый в России C5 Aircross в перечень автомобилей, рекомендованных для приоритетного использования госслужащими в служебных целях.
Линии сварки и окраски на ПСМА РУС бездействуют — но это пока. Во-первых, скоро кузова начнут поставляться неокрашенными, в катафорезном грунте. Во-вторых, скоро заработает и сварка. АТ как инвестор вошли в специнвестконтракт СПИК) с минпромторгом, ранее заключенный с ПСМА РУС, и в публично опубликованном документе в декабре 2023 года появились данные о дальнейших планах. На 2024 заявлено производство автомобилей с индексами С84 и Р84. Первый индекс — C5 Aircross, а второй — соплатформенный Peugeot 3008. В КНР, впрочем, такая машина выпускается с индексом 4008 и именно его стоит ожидать на “российских” машинах. Также — и это приятный сюрприз — на 2024 год заявлена аналогичная SKD-сборка автомобилей B9 (Partner/Berlingo), которая к 2026 году должна быть переведена в режим CKD — мелкоузловой сборки со сваркой и окраской кузовов. Это написано в документе и должно выполняться любой ценой.
Учитывая, что автомобили семейства B9 в мире нигде не производятся, речь может идти именно о полноценном самостоятельном производстве указанных машин, со штамповкой кузовных деталей и производством двигателей включая мехобработку деталей. И это звучит здорово, как и многое в этой статье. Ложка дегтя — цена. За “российскую” машину в комплектации Feel, которую можно будет купить у любого из 42 дилеров Citroen в России попросят 4.3 миллиона рублей, без учета жадности дилеров. Представители АТ объясняют высокую цену — по их мнению, по своему качеству и характеристикам C5 Aircross согласно реалиям российского рынка принадлежит к премиум-сегменту. Гарантийные обязательства в 100 000 км или 3 года по контракту будет исполнять прежняя компания, ООО "Пежо Ситроен Рус", что для многих клиентов — большой плюс.
Проект по выпуску автомобиля известной марки без одобрения его изначального производителя, конечно, удивляет своей смелостью. Но машины реально собирают из мелких деталей, я видел это своими глазами. В свое время, C5 Aircross не был хитом, но сейчас у него есть шансы потеснить “китайцев”, начав с их заявки на премиальность, ведь как минимум по эргономике, посадке и управляемости “француз” будет впереди в сравнительных тестах.
Да и 5 звезд в краш-тесте EuroNCAP тоже чего-то стоят. С другой стороны, полного привода у него нет и не будет (до появления на конвейере ПСМА РУС гибридной версии), что тоже важно для покупателей. К слову, заявленные 230 мм дорожного просвета — это фикция (измеряли под порогами), в действительности под полимерной защитой картера — всего 195 мм (что, впрочем, тоже неплохо).
Теперь вам слово, уважаемые читатели! Что думаете про новый Citroen C5 Aircross и его российское производство? Взяли бы себе такой автомобиль, или предпочли бы “китайца” в эти деньги (а может, что-то еще)? Делитесь мнениями, дополняйте в комментариях!