Автобусный рынок РФ - это особый сегмент автомобильного рынка страны. Тут главную роль дирижера играют федеральные и региональные программы обновления общественного транспорта. Хотя это было не всегда. Несколько лет назад здесь все же задавали тон перевозчики, а поскольку в стране за 00-ые и 10-ые годы структура предприятий, занимающихся пассажирским извозом резко изменилась, явно не в сторону муниципальных предприятий, то их заказы были превалирующими.
Но сегодня тренды несколько поменялись и статистика зафиксировала эти изменения. (табл.1). Поэтому интересно проанализировать, какие же тренды начались в этом специфическом сегменте авторынка. Наш канал освещает те или иные тенденции на данном рынке, поэтому по ссылкам можно посмотреть другие материалы на эту тему.
Но, прежде всего, стоит отметить, что для анализа не годятся данные за один месяц, нужно рассматривать более продолжительный период. ОАО «АСМ-холдинг» недавно опубликовал данные за 4 месяца с начала текущего года. Это достаточно репрезентативный срок.
Сразу отметим, что главный тренд автобусного рынка виден, если посмотреть на две первых строки. Наконец-то, начал сдавать позиции наш «вечный» лидер автобусного рынка РФ – морально устаревший заслуженный автобус всего постсоветского периода ПАЗ-3205. По объемам продаж в прошлом году между ним и новым семейством Vektor Next был двукратный разрыв. Но за прошедший период Vektor смог не только догнать, но и сместить ветерана с лидерской позиции. И это радует.
Табл.1 Рынок новых автобусов в РФ (январь-апрель 2024), шт.
Но списывать этот морально устаревший автобус все же не стоит. Дело в том, что по новой программе специальных казначейских кредитов этот автобус востребован в регионах, и даже немного увеличил продажи. ПАЗ-3205 эксплуатируют на маршрутах в глубинке с ее отвратительными дорогами, неразвитой ремонтно-эксплуатационной базой. Там «пазик» все-таки является предпочтительной моделью. Наш канал писал об этом в данном материале.
Находящийся на третьем месте, также морально устаревший ПАЗ-4234, не сдает позиции, и также ненамного увеличивает объемы реализации. В принципе причина та же. Этот автобус также выпускается не одно десятилетие. От ПАЗ-3205 отличается немного бОльшей вместимостью.
В модельном ряду Павловского автобусного есть четвертая модель – новейший городской автобус среднего класса CityMax 9. Но этот автобус пока мало знаком перевозчикам. Поэтому о его популярности еще рано вести речь. «СитиМакс» пока находится на невысокой позиции с результатом 77 автобусов. А все четыре модели марки ПАЗ заняли 46% российского рынка.
Столько моделей только у китайского автобусостроителя Yutong, который общемарочном зачете по итогам прошлого года взлетел на вторую позицию в России. Но сегодня он только 4-ый следом за ЛиАЗом и НефАЗом.
«Кассу» автобусного производства КАМАЗа делает одна городская модель "5299" (НефАЗ-5299). А у ЛиАЗа большой городской автобус «5292», и еще примерно четверть дает модель «4292» среднего класса.
В этом среднем классе 9-метровой техники модель «4298» доминирует у Volgabus, она все же сильно обгоняет по продажам большой городской класс Volgabus-5270, который по каким-то причинам сильно уступает конкурентам - большому классу 12-метровых НефАЗ, и ЛиАЗ. "5270" даже не попал в статистику ТОП-25 автобусного рынка страны.
Теперь о небольших производителях автобусов.
Курганский завод так и не смог "раскрутить" 10-метровую модель КАвЗ-4270. Результат первой трети года - 60 автобусов. Не намного более популярен междугородный автобус среднего класса "Аврора" КАвЗ-4238 (96).
Уровень в одну сотню автобусов перешел газомоторный 10-метровый Lotos-105 из Набережных Челнов. Понятно, если он зайдет в класс больших городских 12-метровых автобусов позиции предприятия усилятся.
Стабильное положение у нового производителя из Ульяновска (СимАЗ), который выпускает автобусы на шасси Isuzu. Как нам сообщили на предприятии сейчас ведутся инжиниринговые работы по принципиально новой модели, о которой наш канал рассказывал в этом материале.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz