Несколько дней назад я рассказывал о том, что в Ханчжоу анонсировали выпуск наборов, составленных из образцов Лунцзина разного качества. Наборы эти позиционируются как инструмент обучения чайных специалистов, работающих с Лунцзином в разных сферах и на разных уровнях. Анонсированные образцы Лунцзина были названы официальными — они прошли тестирование и получили одобрение в разных комитетах, названия которых мне, увы, ни о чем не говорят. Но давайте будем считать, что эти образцы действительно настолько официальные, насколько это вообще возможно. Жалко, что ли.
Так вот. Наборы образцов чая — штука, на самом деле, не уникальная. И бывают они самого разного уровня. Несколько лет назад, например, наши чайные братья со Шри-Ланки по всем выставкам и мероприятиям возили набор из семи образцов цейлонского чая. По сто грамм чая из каждого агроклиматического региона острова. Задумка была чудесной, оформление — привлекательным, под радугу, в нормальном смысле этого слова, развеска — более чем щедрой для набора образцов. Вот только чай был выбран крайне неудачно — там был конкретный такой брокен. Который заваривался кондово, крепко и почти одинаково. Разница между чаями из разных регионов, конечно, была — но она была совершенно немаркерной. Чаи не запоминались, не узнавались при повторной дегустации да и вообще были барахлом. При этом, что было особенно обидно, задача собрать нормальные образцы стилей цейлонского чая и тогда решалась, и сейчас решается относительно просто. Достаточно взять чаи грейда Pekoe — и как минимум можно будет уверенно различать три стиля: равнинный, горный и высокогорный. Ну и Ува, скорее всего, будет нормально идентифицироваться — уж очень она специфическая. И вкусная.
Наши индийские чайные братья тоже любят наборы образцов. И им их собирать гораздо легче, чем ланкийцам. Два основных стиля индийского чая — условный Дарджилинг и условный Ассам — считываются практически при любом качестве чая. С остальными регионами типа Сиккима, Кангры или там Нилгири все несколько сложнее — но стандартный расклад «Ассам, Дарджилинг и что-то еще, что не похоже ни на один из этих стилей» дает возможность проводить довольно приличные попсовые дегустации индийского чая. Особенно если помимо чая там будут танцовщицы, гулко бьющие в пол босыми пятками.
Ну а нашим китайским чайным братьям, с их запредельным разнообразием хорошего чая, работать с образцами чайных стилей сложнее всего. Хотя, казалось бы, что может быть проще. Китай — это страна с традиционно развитой системой государственного управления. И, на первый взгляд, достаточно принять решение о создании некой единой всекитайской библиотеки образцов чайных стилей — и китайский комсомол, ну то есть производители чая, резво ответят «Есть!» и быстренько такую библиотеку соберут. Да еще и актуализировать ее будут регулярно.
Однако в реальности такая работа на всекитайском уровне встанет еще на этапе определения того, какие образцы нужно включать в такую библиотеку, а какие — нет. Возможно в недалеком будущем, когда китайские коллеги упорядочат систему защиты наименования чая по происхождению, можно будет опираться на эту систему. Но и она едва ли будет исчерпывающей. Как не является исчерпывающим, например, список китайских чайных феноменов, включенных в заявку на внесение китайского чая в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Но все эти сложности вовсе не означают, что образцы китайского чая и китайских чайных стилей никто не собирает. Просто сейчас такая активность, большей частью, является частной и очень региональной инициативой. Ну вот буквально вчера Андрей Шипулин, который ведет проект Tea108, прислал мне фотографии набора образцов утесных улунов, которые выпустил не так давно Уишаньский научно-исследовательский институт чая Цимин. 36 уишаньских чаев, по 8 грамм каждого. В красивых коробочках, на которых, помимо названия чая, еще изображена и верхушка побега того культивара чайного куста, из которого этот чай изготавливается. Вне производственной чайной культуры эти картинки не очень информативны, но смотрятся роскошно. Ну и общая красивая коробка с не менее красивой брошюркой на китайском ко всему этому делу тоже прилагаются.
Стоит такой набор 3980 юаней. Это почти 52000 рублей на наши деньги. Мечта чайного коллекционера, короче говоря — хотя, конечно, я от таких маленьких образцов отвык уже. И сложно себе представляю знакомство с чаем менее чем по тридцати граммовому образцу.