Утром 10 мая 1968 года пропал с радаров советский вертолёт Ми-4, совершавший по сути курортный рейс из Владивостока в Находку. Все, кто был на борту, а это 11 человек - погибли. На месте катастрофы со временем установили обелиск с лопастью упавшей крылатой машины. Вот только на табличке лишь имена двух пилотов.
Место красивое, но унылое: бровка сельского тракта, грязная канава. Зато дальше живая Литовка, с перекатами, в свежей зелени - чистая как слеза.
Мы намеренно опускаем в эту воду фрагмент родной аварийному вертолёту лопасти, словно погружаем её в реку времени, чтобы видеть прошлое.
Ми-4 с бортовым номером 66905 выполнял пассажирский рейс до Находки, и через сорок минут после взлёта из Кневичей загорелся и упал в шести километрах от Васильевки.
Тихое село, никого на улице, никого и в этом симпатичном дворе. А здесь нашу летающую видеокамеру едва не сшибают камнями, хотя рядом и сам оператор, и машина с надписью «Вести:Приморье». Но именно васильевцы не просто указывают нам верный путь, а сами сопровождают к обелиску.
Александр Зайцев, житель с. Васильевка: «Такая длинная высокая лопасть стояла. Когда сделали, сразу было красиво. А потом начали там, нелюди какие-то».
Александр Зайцев где родился, там и пригодился. Всю жизнь он в Васильевке, и трагедию эту помнит, конечно.
Александр: «Я был маленький, когда здесь вертолет разбился. Это мне семь лет было, вся деревня здесь была».
Список пассажиров, места некоторых захоронений, вероятная причина крушения — пожар в горячем отсеке двигателя из-за трещины в детали — всё это уже известно. На страничке АвиаПоиска в телеграмме есть и старые фотографии, и планы, которые осуществляются у нас на глазах.
Даниил Мешков, участник ПО «АвиаПоиск»: «Оштукатурим сейчас его немножко, покрасим в белый цвет и установим табличку со всеми погибшими, потому что указаны только члены экипажа, командир и второй пилот. Девять пассажиров было, среди них трехлетняя девочка».
Что-то вроде семейного выезда получилось: сын Даниила, Ваня, помогает красить, отец пытается искать детали вертолёта, но в почве звенит только мусор. Зато обелиск с каждым взмахом кисти всё светлее. И новая табличка, пока мы готовили это репортаж, наверняка уже встала на законное место. Возможно, больше покушаться на память не будут?
Ольга Катренко, Данила Костин, «Вести:Приморье».