Найти тему

Нейропсихологическая диагностика: Подготовка

Итак, вы созрели, взвесили все за и против и решили отвести ребёнка на диагностику к нейропсихологу. Теперь мы разберём, что должно происходить на диагностике, какие результаты могут быть и какие выводы вы можете из них сделать.

Как ни странно, но к
диагностике тоже надо готовиться, и это касается и вас, и вашего ребёнка. Для того, чтобы консультация со специалистом прошла максимально продуктивно, нужно следовать нескольким простым правилам.

Часть 1. Жалобы

Заранее продумайте ваши жалобы и то, что вас беспокоит в ребёнке. Даже если основная жалоба всего одна, например, отсутствие речи, наверняка есть ещё множество моментов в развитии ребёнка, которые хотелось бы разрешить или улучшить. Будьте готовы рассказать о всех своих сомнениях и вопросах, даже если они кажутся вам глупыми и незначимыми. Не скрывайте от специалиста ничего в надежде, что он сам догадается. Специалист, скорее всего, догадается, но потратит на это драгоценное время, которое можно было бы использовать для чего-либо другого. Вспомните, что о вашем ребёнке говорят родственники или воспитатели в саду, даже если вы не согласны с их мнением. Если вы внезапно поняли, что понятия не имеете на самом деле, как ребёнок ведёт себя без вас, спросите об этом того, кто знает. Всё это может быть важным. Постарайтесь описать свои жалобы детально - например, не просто «плохо говорит», а как именно плохо: отсутствует ли речь вообще, говорит ли ребёнок фразы, отдельные слова или только слоги и звукоподражания, использует ли он речь для коммуникации, повторяет ли он за кем-то бездумно слова и так далее. Сообщите специалисту обо всех этих моментах заранее.

Нейропсихологу будет полезна любая информация о:

- речи ребёнка
- поведении
- коммуникации
- внимании
- когнитивном развитии
- двигательной активности и ловкости
- нарушениях зрения, слуха и т.д.

Всё, что вы сочтёте нужным сообщить.

Часть 2. Анамнез

Следующее, что будет интересовать любого коррекционного специалиста, к которому вы придёте на диагностику, - это анамнез.
Анамнез (в переводе с греческого - воспоминание) - это, грубо говоря, совокупность всех сведений о жизни человека, предшествующих моменту обследования. Эти сведения можно условно разделить на ситуационные, или средовые, и биологические. К биологическим факторам будут относиться данные о наследственности, беременности, рождении человека, всех предшествующих заболеваниях и травмах, а также история текущей болезни или нарушения. К средовым - состав семьи, условия жизни, воспитание, образование, психологические травмы, богатство или бедность среды. Всё это влияет на наше развитие и становление как личности.

Постарайтесь подготовить наиболее полную информацию о всей жизни ребёнка, особое внимание уделяя факторам, которые могли спровоцировать нарушение развития и повлиять на его динамику. Уточните также, обращались ли вы за помощью ранее или нет, какие занятия и у каких специалистов посещали, были ли изменения. Знание анамнеза значительно помогает специалисту как в диагностике, так и в составлении коррекционного плана, так что не пренебрегайте этим этапом.

Специалисту будут полезны следующие данные:

- заключения других врачей и специалистов;
- время появления нарушения, являющегося поводом для обращения, и его динамика;
- проведённая и текущая терапия (фармакотерапия, БАК, ТМС, Томатис, массажи и прочее);
- проведенная и текущая коррекционная работа с другими специалистами и ее эффективность;

- наследственность (наличие заболеваний у других родственников, особенно братьев и сестёр, сходных с нарушением у самого ребёнка);
- протекание беременности и родов;
- развитие первого года жизни (двигательное и когнитивное);
- перенесённые заболевания с повышением температуры до 39 градусов и выше;
- проведённые операции под местным и общим наркозом;
- травмы, особенно травмы головы с потерей сознания;
- судороги, тики;
- гипер и гипотонус мышц;

- стереотипные движения, действия и слова;
- гибкость мышления (насколько ребёнок принимает новое);
- посещение детского сада и школы и успешность освоения образовательной программы;
- посещение спортивных и развивающих кружков;
- особенности коммуникации с другими детьми и взрослыми;
- поведенческие особенности;
- стабильность эмоционального фона (наличие истерик, плача, крика, смеха или других эмоций, неадекватных ситуации);
- утомляемость, истощаемость или, наоборот, гиперактивность;
- избирательность в еде, одежде и игрушках;
- режим дня (спит ли ребёнок днём);
- наличие страхов и фобий;

- любая другая информация, которую вы сочтете важной для диагностики.

Часть 3. Ребёнок

Что самое важное в детской нейропсихологической диагностике? Разумеется, сам ребёнок! Поэтому
ребёнок должен быть в максимально возможном для него оптимальном состоянии, чтобы показать всё, на что он способен. И ваша задача, как родителей, его в это состояние привести.

Подберите правильное время

Ребёнок должен быть выспавшимся, наевшимся, напившимся, сходившим в туалет, и, главное, здоровым. Не назначайте диагностику на 9 утра, если ребёнок обычно спит до 10, и на 2 часа дня, если у него в это время дневной сон. Покормите ребёнка, но не до отвала, чтобы он во время занятия не хотел есть или спать. Если накануне у него поднялась температура или заболел живот, диагностику лучше отложить. Помним, что когда мы болеем, наша продуктивность значительно снижается, и обследование окажется непоказательным.

Ребёнок не должен быть уставшим. Идеальное время для занятий с детьми дошкольного возраста - утреннее время, в крайнем случае допустима работа до 17:00. Не назначайте диагностику поздно вечером после целого дня, проведённого ребёнком в саду. Для ребёнка сад - это работа. Он устаёт, и это нормально. Мы же тоже уже ничего не хотим после работы. Даже если вам кажется, что у вашего ребёнка вечером полно сил, так как он носится, как угорелый, знайте - это не так! Помним, что самоконтроль - это очень энергозатратное дело, так вот именно для этого у него энергии уже нет. Отсюда и появляется расторможенность.

Периодически ко мне приводят двухлеток на диагностику в 19:00. Так они уже не могут ничего, они хотят только домой, есть, спать и играть, а их ещё куда-то в незнакомое место притащили. Понятно, что родителям это время удобно, но ребёнку-то нет!
Эффективность занятий поздно вечером будет нулевой. Это время подходит только для детей уже школьного возраста.

Также не назначайте диагностику после других интенсивных занятий у ребёнка, или две диагностики подряд у разных специалистов. Причина та же - ребёнок устаёт. Дети способны концентрироваться на работе ещё очень короткое время и быстро утомляются. Поэтому ребёнок выложится полностью на первом занятии, а второе уже просто не выдержит. Постарайтесь подобрать время, удобное для всех.

Настройте ребёнка на работу

Заранее сообщите ребёнку, что вы пойдёте на занятие и там будет тетя, которая и новые игрушки предложит, и попросит сделать что-нибудь, и что задания этой тёти надо постараться выполнить. Настройте ребёнка на позитивный лад. Скажите, что задания будут несложные, что он со всем справится, что вы постоянно будете рядом, что тётя дружелюбная и готова помочь. Можно сообщить, что потом вы пойдёте играть или гулять, но лучше не обещать что-то чрезвычайно значимое, например, купить машинку, так как ребёнка может на этом замкнуть. Постарайтесь придти на консультацию на 10 минут пораньше, чтобы ребёнок успел освоиться в новом месте, успокоиться, переодеться, если нужно, сходить в туалет. В процессе диагностики всегда присутствуйте рядом, наблюдайте и сами подмечайте, с чем справляется ваш ребёнок легко, а что вызывает у него затруднения. Ведите себя спокойно и уверенно. Вы - залог спокойствия и уверенности самого ребёнка.

Вы всё сделали? Молодцы! Т
еперь вы готовы к диагностике. В следующей статье мы обсудим, как же происходит знакомство со специалистом, предварительная беседа нейропсихолога с родителями и установление контакта с ребёнком.

Нейропсихологическая диагностика: Подготовка (Часть 1) - эта статья
Нейропсихологическая диагностика: Знакомство (Часть 2)
Нейропсихологическая диагностика: Обследование (Часть 3)
Нейропсихологическая диагностика: Итоги (Часть 4)

Нейропсихология для всех