Найти в Дзене

Нейропсихологическая диагностика: Знакомство (Часть 2)

Сегодня мы с вами поговорим о том, как проходит диагностика у нейропсихолога, а точнее - с чего она начинается. Сразу броситься с места в карьер нельзя, и специалисту сначала нужно познакомиться с родителем и его ребёнком, узнать всю ту информацию, которую вы подготовили и желаете сообщить. Поэтому сперва проводится предварительная беседа, затем - установление контакта с ребёнком, и только потом можно приступать уже собственно к диагностическим заданиям. Часть 1. Предварительная беседа
Итак, вначале специалист проводит предварительную беседу с родителем. Ребёнок в это время может исследовать кабинет, играть в предложенные игрушки или же тихонько ждать - на его выбор. Родители рассказывают, что их беспокоит, почему они решили обратиться к нейропсихологу, какие занятия ребёнок посещал до этого, как он вёл себя раньше и так далее. Если вы забыли сообщить что-то из перечисленных выше пунктов, специалист должен об этом спросить.
Далее специалист расскажет, в каком методе он работает, как

Сегодня мы с вами поговорим о том, как проходит диагностика у нейропсихолога, а точнее - с чего она начинается. Сразу броситься с места в карьер нельзя, и специалисту сначала нужно познакомиться с родителем и его ребёнком, узнать всю ту информацию, которую вы подготовили и желаете сообщить. Поэтому сперва проводится предварительная беседа, затем - установление контакта с ребёнком, и только потом можно приступать уже собственно к диагностическим заданиям.

Часть 1. Предварительная беседа

Итак, вначале специалист проводит предварительную беседу с родителем. Ребёнок в это время может исследовать кабинет, играть в предложенные игрушки или же тихонько ждать - на его выбор. Родители рассказывают, что их беспокоит, почему они решили обратиться к нейропсихологу, какие занятия ребёнок посещал до этого, как он вёл себя раньше и так далее. Если вы забыли сообщить что-то из перечисленных выше пунктов, специалист должен об этом спросить.

Далее специалист расскажет, в каком методе он работает, как будет проходить обследование (у всех свой привычный набор диагностических проб), что можно ожидать, запросит недостающую информацию. В случае, если ребёнок постоянно требует внимания и его нельзя оставить одного, предварительную беседу можно сократить, но это крайне нежелательно, так как она действительно помогает быстро сориентироваться в ребёнке и предположить, какие же задания ему подойдут. Да и
поведение ребёнка, предоставленного самому себе, тоже диагностично.

Часть 2. Установление контакта

Специалист для ребёнка - незнакомый человек, которого он, скорее всего, видит в первый раз. Ребёнок может его побаиваться, особенно если до этого бывал в подобных местах и ему не понравилось, и это совершенно нормально. Поэтому, вступая с ребёнком во взаимодействие впервые, специалист будет стараться наладить прочный дружеский контакт. Хороший контакт - залог успеха всего обследования. Задача родителей здесь - не мешать, а если нужно, то и помочь его установлению.

Процесс установки контакта может проходить как быстро, так и очень постепенно. Все дети разные, и кто-то готов общаться с новым взрослым через минуту, а кому-то требуется гораздо больше времени на успокоение и раскачку. У меня был случай, когда я устанавливала контакт с девочкой 40 минут. Это, конечно, очень долго, но зато оставшееся время мы провели максимально продуктивно.

Традиционно
специалист пытается завести с ребёнком разговор, рассказывает немного о себе, объясняет, что он будет делать, что у него есть много игрушек, и они во всё это будут играть, расспрашивает ребёнка о нём самом. Если тот отвечает - замечательно, полдела сделано. Если же ребёнок жмётся к маме, отворачивается, убегает или плачет, специалист начинает показывать ему разнообразные игрушки, стараясь его чем-то увлечь. У всех специалистов игрушки разные, но смысл в том, что они должны воздействовать на разные сенсорные системы - тут будут и звенящие, шумящие или пищащие игрушки; и сверкающие или переливающиеся; и необычные наощупь шипастые или гладкие; может быть даже что-то съедобное или пахнущее, хотя оно и реже используется. Очень хорошо заходят мыльные пузыри, мячики, волчок, фигурки животных и машинки. Здесь родитель может здорово помочь - вы наверняка знаете, что любит ваш ребёнок, и если вы скажете об этом специалисту, то он сразу предложит ребёнку названное и не будет тратить время на перебор остального. Так установить контакт можно гораздо быстрее.

Бывает, однако, что ребёнка ничем заинтересовать не удаётся, или же, может быть, ему что-то и нравится, но он слишком напуган или расстроен, чтобы у специалиста это взять. В таком случае
специалист начинает действовать через родителей, и здесь ваша роль становится очень важна.

Как это происходит? Очень просто - специалист передаёт вам игрушки по одной, и уже вы пытаетесь ими заинтересовать ребёнка. Дальше специалист может попросить вас отвести ребёнка куда-либо, взять его руку и сделать что-то его рукой, либо показать ребёнку пример действия. Специалист может начать играть со взрослым в детскую игру и одновременно пытаться подключить ребёнка. Иногда работает демонстративно отвернуться и заявить «Не смотрю» - ребёнок может стесняться и начать делать что-то только в присутствии мамы или папы и когда чужие не смотрят. В таком случае специалист будет руководить и говорить вам, что делать, а вы будете это, собственно, делать. У меня был случай, когда ребёнок отказывался со мной взаимодействовать, но брал маму за руку и выполнял задания её рукой, пока я прикрывала лицо руками и делала вид, что ничего не вижу. Диагностика прошла успешно. В общем, все средства хороши. Главное -
не пытайтесь делать за ребёнка и следуйте инструкциям, специалист обязательно скажет, когда ребёнку можно будет предложить помощь.

После согласия ребёнка на взаимодействие (например, если он вступает в диалог или потянулся за игрушкой), специалист вовлекает его в совместную игру, в которую постепенно включает элементы заданий и затем переходит уже собственно к диагностике. В процессе обследования рекомендуется переключать ребёнка между разными видами деятельности и делать перерывы, чтобы он отдохнул. Чем старше ребёнок, тем меньше игры будет в ходе занятия и больше работы. У самых маленьких детей вся диагностика может проходить в игровой форме. Формат не важен, главное - посмотреть всё, что нужно.

Внимание! Если плохое поведение ребёнка сохраняется из раза в раз и у двух-трёх разных специалистов, то это дело не во взрослых, дело - в ребёнке! Тогда в первую очередь нужно работать именно с этим и убирать нежелательное поведение. А потом уже можно провести полноценное обследование повторно.


Да, у меня случалось, что родители с детьми уходили, не закончив диагностику. В одном случае, например, мама пришла с двухлетним мальчиком в 7 часов вечера после обследования ещё и у логопеда, и ребёнок сильно устал и уже просто ничего не хотел. Он лежал на полу и орал, и любую попытку установить контакт воспринимал в штыки. Мама лишь одёргивала его и никаким образом не пыталась успокоить. А я не всесильна. Через 20 минут она забрала своего ребёнка и больше не вернулась, невзирая на мои предложения прийти в другой день. Это, конечно, её право - уйти в любой момент, ровно как и выбрать две диагностики подряд в семь часов вечера для своего двухлетнего сына и не вступать во взаимодействие со специалистом (она даже практически не отвечала на мои вопросы), вот только ребёнку это не поможет.

Помогите специалисту установить контакт. Вы знаете своего ребёнка лучше, чем кто бы то ни было.

В следующей статье мы разберём с вами, как же протекает уже само обследование и что нейропсихолог должен оценить у ребёнка.

Нейропсихологическая диагностика: Подготовка (Часть 1)
Нейропсихологическая диагностика: Знакомство (Часть 2) - эта статья
Нейропсихологическая диагностика: Обследование (Часть 3)
Нейропсихологическая диагностика: Итоги (Часть 4)

Нейропсихология для всех