Найти тему

Диагностика: Итоги (Часть 4)

Итак, мы с вами подходим к концу темы «Диагностика». Сегодня мы поговорим о том, что вы должны получить в результате обследования и какие выводы сделать.

Часть 1. Сильные и слабые стороны

Как уже было сказано, в конце обследования
нейропсихолог должен по возможности описать состояние всех высших психических функций (ВПФ) ребенка. Также он должен оценить уровень нарушений, выделить наиболее сохранные, ресурсные функции и наиболее нарушенные. Таким образом, в результате всей диагностики формируется гипотеза об основном, или первичном, дефекте, о вторичных нарушениях, вызванных основным, и о компенсаторных. Компенсация - это некая способность или навык, возникший в попытке приспособиться к дефекту. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Например, при слабости зрения усиление слуха - это положительная компенсация. А паясничество, перевод всё в шутку и отказ от деятельности в ситуации неуспеха - это отрицательная компенсация. Их можно условно разделить по критерию пользы - если компенсация помогает развитию, она положительная, если мешает - отрицательная, и тогда с ней тоже придётся работать. У детей компенсаторные возможности очень велики, но далеко не всегда идут по правильному пути. Поэтому их тоже нельзя пускать на самотёк.

Бывает, что первичных дефектов несколько или нарушения обширные, диффузные, например, вызванные гипоксией плода. Бывает, что у детей со сложным дефектом кажется, что вообще нет сильных сторон. В таком случае всё становится гораздо запутанней и сложнее. Но тем не менее, даже у таких детей можно выделить то, что разрушено буквально до основания, и то, что пострадало меньше всего. Это очень важно, так как
первичные дефекты в дальнейшем становятся основными мишенями в коррекционной работе.

Порядок описания состояния ВПФ может быть любым. Я обычно сразу рассказываю о наиболее выраженном нарушении, так как оно зачастую буквально бросается в глаза, а затем перехожу к менее пострадавшим функциям. Хорошо, если специалист подкрепляет свою оценку примерами из проведённой диагностики - ведь вы же присутствовали и наблюдали, как ребёнок справляется с заданиями? Желательно также рассказать, как бы выглядели результаты у нормотипичного ребёнка.

И завершаю я оценку перечислением сильных сторон ребёнка и наиболее сохранных функций, на которые можно будет опереться в ходе коррекции. Помните, что даже повреждённые, но в наименьшей степени, ВПФ у «трудного» ребёнка - тоже ресурс.

Часть 2. План коррекции

Следующая задача - это
определение основных целей и составление примерного плана коррекции. Цели могут быть разными и зачастую связаны с первичным дефектом. Так, например, у неговорящего ребёнка целью может быть развитие понимания речи, у ребёнка с СДВГ - овладение навыками саморегуляции, у ребёнка с РАС - нормализация работы проприоцептивной системы. Как видим, цели всегда достаточно обширны и включают в себя много всего. Более мелкие действия, вроде указательного жеста или навыка откликаться на имя - это задачи. Задачи могут меняться в ходе коррекции, цели же обычно остаются постоянными.

При постановке цели
специалист описывает, с чем будет заниматься с ребёнком в первую очередь (обычно это первичный дефект), с чем - во вторую, и чему уделит меньше всего внимания. Объясняет, почему порядок работы именно такой, а не другой. Не лишним здесь будет указать так же, с чем нейропсихолог работать не будет: сохранные стороны или сферу деятельности другого специалиста. Таким образом, родитель получат представление о примерных этапах коррекции и возможных результатах, которые будет стремиться достичь специалист.

Внимание! На диагностике всегда составляется только примерный план! Ни один специалист не выдаст вам сразу детальный план коррекции по занятиям с описанием всех используемых методик!

Во-первых, коррекция - это тоже искусство и подстраивается под каждого ребёнка в моменте, так как в один день тот может хотеть одно, а в другой - другое, а какие-то методики, как окажется, могут ему и вовсе не подойти; а во-вторых, составление подробного плана всегда требует большого количества времени и сил, которые просто не могут вместиться в обычный диагностический час. Да и сам этот план зачастую нужен только учебным организациям, которые выдают зарплату, ориентируясь на эти бумажки. Самому специалисту необходимо отмечать для себя только общую канву и динамику развития ребёнка.

Часть 3. Время

Любая н
ейропсихологическая коррекция всегда отнимает значительное время. Это в логопедии при удаче и должном старании можно поставить звук «р» или «д» за месяц, так как это простой навык. Трудные случаи потребуют больше времени и здесь. А в нейропсихологии вообще всё гораздо сложнее. Нейропсихологическая коррекция не просто обучает и тренирует, она также буквально выращивает новые связи в головном мозге, а они никогда быстро не растут. Для любой интеграции рефлексов, формирования связей, внутриполушарных и межполушарных, для активации или восстановления нейронов или для переквалификации одних нейронов в случае необратимого повреждения других требуется определённое время, медленней которого сделать можно, быстрее - нет. Нельзя побежать быстрее физиологии. Кроме того, требуется регулярная стимуляция нарушенных зон. Вот мы и приходим к тому, что занятия надо проводить систематически, хотя бы раз в неделю, и достаточно продолжительно. Минимум 3-4 месяца, а часто и дольше. К этому нужно быть готовым. Кроме того, не до конца сформированные навыки быстро уходят. Причина проста - ребёнок ещё не готов пользоваться ими самостоятельно во внешней среде, и в итоге они не тренируются и забываются. Поэтому не стоит прерывать занятия сразу, как только у ребёнка начало что-то получаться. А если иначе не выходит, то старайтесь продолжить занятия дома самостоятельно.

Поэтому не верьте нейропсихологу, который говорит вам, что за месяц-два научит вашего неговорящего ребёнка говорить / бегать, прыгать, если он едва ходит / чисто и красиво писать, если у него в тетради черт ногу сломит / контролировать себя, если у него СДВГ, и так далее. За такой промежуток можно достичь только очень маленьких целей - например, снизить тактильную чувствительность или научить ребёнка выполнять простую программу. А в сторону больших целей подвижки, конечно, будут, но до окончания коррекции там ещё далеко.

При этом так бывает, что у ребёнка много времени (до месяца!) уходит на адаптацию. Об этом мы с вами говорили в статьях «Ребёнок кричит на занятиях». А в таком случае какой результат будет через месяц? Только тот, что ребёнок привыкнет заниматься. По целям же работа только начнётся.

И это не зависит от специалиста.
Некоторые дети просто долго адаптируются. К каждому новому человеку они долго привыкают, им трудно довериться, сложно усваивать правила и подстраиваться под требования разных людей. Старайтесь не менять специалистов без необходимости, так как процесс адаптации у такого ребёнка каждый раз будет начинаться заново. А желаемый результат окажется всё дальше и дальше.

Часть 4. Подготовка к занятиям

И последнее,
о чём должен вам рассказать нейропсихолог, - о том, как проходят его занятия. У каждого специалиста здесь требования разные, и их важно проговорить сейчас, чтобы они не стали сюрпризом потом.

Договоритесь с нейропсихологом
о продолжительности и частоте занятий. Специалист назовёт вам рекомендуемые, а вы сравните их со своими возможностями. Продолжительность занятий может составлять от получаса (для совсем малышей) до двух часов и дольше, если ребёнку по силам. Частота занятий также варьируется - обычно рекомендуется два-три занятия в неделю, но можно и одно, в таком случае длина самого занятия возрастёт. Конечно, это ещё зависит и от того, работает нейропсихолог самостоятельно или в каком-либо центре, подчиняясь его регламенту, но в случае частной практики обсуждаемо почти всё.

Время занятий - желательно утреннее, но если это невозможно, то как можно более раннее, за исключением промежутков, когда ребёнок обычно спит или ест. В целом, здесь те же самые правила, что и при выборе времени для диагностики. Разве что ради занятий при необходимости режим можно постепенно поменять.

Структура занятий опять же разнится от специалиста к специалисту и сильно зависит от выявленных нарушений - что больше всего пострадало, тем и занимаемся. Так же на структуру влияет протяжённость - в более длинные занятия можно больше всего впихнуть. При полутора и двухчасовых занятиях в середине можно организовать небольшой перерыв. Но вообще маленькие перерывы на игру в любом случае включаются в деятельность, так как ребёнок, особенно маленький, не может долго удерживать внимание и должен отдыхать, хотя обычно и не выделяются формально.

В любом случае
в занятия рекомендуется включать двигательные задания, упражнения на мелкую моторику и когнитивное развитие. Учитывайте, однако, что некоторые казалось бы лёгкие двигательные задания на самом деле требуют серьёзной мыслительной работы. Поэтому я лично в своей практике делаю акцент именно на крупномоторные упражнения, добавляя задания на мелкую моторику и когнитивное развитие по необходимости. Подобный подход иногда даёт потрясающие результаты.

Инвентарь в основном у специалистов свой, а для некоторых заданий он вообще не требуется, но тем не менее, нейропсихолог может попросить вас принести любимые игрушки ребёнка, или какие-либо вкусняшки или наклейки для поощрения, или тетрадь для работы за столом. Одежда должна быть удобной - никаких джинсов и юбок; я также настоятельно рекомендую приходить в одежде без рисунков, так как они часто приклеиваются к полу, и в штанах и носках, без колготок. Желательно приходить в том, что ребёнок может снять и надеть самостоятельно (разумеется, если он вообще владеет этими навыками). С собой также можно брать питьё. Есть на занятии крайне нежелательно, так как это сильно отвлекает ребёнка и отнимает много времени. У специалиста могут быть и другие требования - пожалуйста, постарайтесь следовать им. Нейропсихолог не станет просить вас о чём-либо, если только ему это не будет действительно нужно.

В конце
не забудьте задать оставшиеся вопросы. Сообщите, если всё же не планируете заниматься - специалист может показать вам пару подходящих методик. Возможно, нейропсихолог порекомендует вам сходить также на консультацию к врачу или логопеду или пройти какие-то дополнительные обследования. Не оставляйте эти советы без внимания. Это всё ради вас и вашего ребёнка.

Ну и после выхода из кабинета
обязательно похвалите ребёнка и дайте ему какую-нибудь награду. Даже если, на ваш взгляд, он вёл себя отвратительно, всё равно диагностика - тяжёлое для ребёнка мероприятие, и он заслужил поощрение. А с нежелательным поведением мы будет работать уже на занятиях.

Успешных вам диагностик!

Вы можете записаться ко мне на диагностику через
личные сообщения. Пишите! Буду рада помочь!

Ваша Леся Жижина, клинический психолог, детский нейропсихолог


Диагностика: Подготовка (Часть 1)
Диагностика: Знакомство (Часть 2)
Диагностика: Обследование (Часть 3)
Диагностика: Итоги (Часть 4) - эта статья

Нейропсихология для всех