Вертолет Ми-14, созданный для борьбы с атомными субмаринами, унаследовал фюзеляж и систему несущих винтов от Ми-8. Успех противолодочного варианта привел к созданию поисково-спасательного вертолета и вертолета- тральщика.
Несмотря на то, что авиация ВМФ СССР к началу 1960-х годов уже имела на вооружении противолодочные вертолетные комплексы корабельного (Ка-10, Ка-15 и затем Ка-25) и берегового (Ми-4МУ, Ми-4МО и Ми-4МС) назначения, они все же не могли полностью обеспечить защиту от субмарин противника в прибрежной зоне. Было решено создать такую машину на базе только что поступившего на вооружение транспортно-десантного Ми-8 — проработка его противолодочного варианта была начата в ОКБ-329 еще в 1958 году, но предварительное проектирование вертолета было начато в 1962 году, а постановление о разработке вертолета-амфибии В-14 вышло только 30 апреля 1965 года. Машина получила два доработанных турбовальных ГТД ТВЗ-117М максимальной мощностью 2225 л. с. (для их запуска использовалась ВСУ АИ-9В), а ее планер имел ряд отличий от Ми-8: кессонную днище-лодку, установленную вместо грузового пола, и боковые поплавки, имевшие профиль крыла и предназначавшиеся для обеспечения поперечной остойчивости при волнении моря до 3—4 баллов, кроме того, дополнительная хвостовая опора была оснащена поплавком, в котором размещалась передающая антенна телеметрического целеуказателя ПК-025. При действии с воды дополнительная плавучесть обеспечивалась надувными поплавками, размещенными с обеих сторон под фюзеляжем в задней его части. Новый вертолет фирмы Миля стал первым в СССР, оснащенным убирающимся шасси и пятилопастным цельнометаллическим несущим винтом, взятым с Ми-8, который для дополнительной безопасности оборудовали электрической системой противообледения.
Летчик, что необычно для винтокрылой машины, имел систему оповещения об аварийных ситуациях — женский голос информировал о технических проблемах или опасных полетных высотах. Отсек вооружения мог вмещать, например, восемь глубинных бомб ПЛАБ-250-120 «Ласточка» или одну противолодочную торпеду АТ-1 или АТ-2, или ВТТ-1 «Стриж», или принятую на вооружение позже АПР-2 «Орлан». Вместо бомб и торпед в отсеке можно было разместить радиогидроакустические буи — две кассеты по 18 РГБ-НМ «Чинара» или 8 РГБ-Н «Ива».
Первый прототип имел старые двигатели ТВ2-117 и был выполнен на базе фюзеляжа Ми-8. Он поднялся в воздух 1 августа 1967 года, после чего прошли «обмакивание» и самостоятельные посадка и взлет с воды. 11 мая 1976 года вертолет был принят на вооружение и получил обозначение Ми-14ПЛ (в НАТО — «Haze-А»), хотя поставки машины на флот начались еще в 1974 году.
На вертолете установлены поисково-прицельная система «Кальмар» в составе РЛС «Инициатива-2М» для обнаружения ПЛ в надводном положении и под перископом, прицельно-вы- числительное устройство «Ландыш», аппаратура передачи данных «Снегирь», ГАС «Ока-2» с заглубляемым устройством «Прибор-10», авиационно-поисковый магнетометр АПМ-60 «Орша», буксировавшийся на высоте около 100 м, и расходуемые средства поиска — до 36 штук РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-Н «Ива», маркерные радиобуи «Поплавок», ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25-12Д (дневные) или ОМАБ-25-8Н (ночные). С 1979 года выпускался модернизированный Ми-14ПЛМ с новым поисково-прицельным комплексом «Осьминог». С 1976 года Ми-14Э в количестве около 150 машин экспортировался в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Ливию, КНДР, Сирию, Польшу, Румынию, Йемен, Югославию и на Кубу. Один из первых Ми- 14ПЛ в 1973 году переоборудовали в вертолет-тральщик, который получил обозначение Ми-14БТ («Haze-В») и после завершения 4 мая 1979 года госиспытаний был рекомендован к принятию на вооружение.
Специальное оборудование — система буксировки и дистанционного управления тралами, а также сам буксировочный узел были размещены в задней части освободившейся грузовой кабины, где был специально создан люк, слева от которого выполнили два дополнительных окна для наблюдения за тралами. Для работы с миннотральным оборудованием ввели нового члена экипажа — оператора. Для обеспечения точности траления использовалась САУ-14. Кроме выполнения основной задачи, допускалась также буксировка десантных и спасательных лодок.
Разработка поисково-спасательного вертолета начата в 1970 году, в прототип Ми-14ПС «Haze-С» переоборудовали серийный Ми-14ПЛ. В состав экипажа вместо штурмана-оператора входил фельдшер-спасатель, кроме того было предусмотрено место еще на двух спасателей (в счет полезной нагрузки). На машине установили дополнительное радиооборудование, а в хвостовой части сделали люк и установили бортовую стрелу с лебедочно-грузовой системой СЛГ-300, которая включала лебедку ЛПГ-300, позволявшую поднимать спасателя с двумя пострадавшими общей массой до 300 кг.
Ми-14ПС приняли на вооружение в 1979 году — поставлено 25 вертолетов. Эти вертолеты также поставляли в Польшу.
Ми-14ПС получил очень высокую оценку. Широкая дверь вертолета позволяла свободно работать со специальной корзиной, в которой размещался спасатель, так что с воды можно было поднять любого тяжелораненого. Высокую эффективность Ми-14ПС подтверждает такой факт. В ходе проводившихся в начале 1990-х годов совместных учений поисково-спасательных подразделений Польши и Германии экипажу польского Ми-14ПС удалось поднять человека, «учебного тонущего», с помощью корзины за 10 секунд, тогда как команде немецкого Sea Kingна это пришлось затратить около 5 минут.
ОКБ Миля первоначально планировало выпустить два гражданских варианта: Ми-14ГП, грузопассажирский вертолет общего назначения, и Ми-14П, пассажирский вертолет на 24 человека. Демилитаризация привела к тому, что на многих Ми-14 демонтировали военное оборудование, и вертолеты стали использовать в качестве транспортных.
Если Ми-14 требуется использовать для перевозки грузов, то внутри можно разместить до 4000 кг груза, а на внешнем тросе можно перевозить до 3000 кг.
Поддержите канал – поставьте лайк