Найти тему
Redan

Выбираем подвесной лодочный мотор (ПЛМ). Два или четыре такта?

Оглавление

Друзья, нам ещё повезло, что у нас вообще есть выбор между двух и четырёхтактными подвесными лодочными. моторами. Во многих европейских странах двухтактники стали запрещать по экологическим соображениям. Адекватность требований радикальных защитников природы, как впрочем и искренность их намерений. Однако, цель этой статьи не очередная дискуссия о глобальном потеплении, а конкретные и основанные на опыте эксплуатации, ремонта и сервиса лодочных моторов рекомендации, адресованные в первую очередь начинающим судовладельцам. Итак.

В онлайн битвах поклонников 4Т и 2Т сломано немало виртуальных копей, но мы считаем, что истина лежит, как всегда посередине. Да и сам рынок говорит о том, что обе концепции имеют право на жизнь. Мы не будем, традиционно расписывать плюсы и минусы каждой конструкции, а расскажем о конкретных эксплуатационных моментах.

Условия эксплуатации.

Четырехтактные лодочные моторы можно рекомендовать тем, кто планирует проводить в лодке достаточно много времени. Допустим. вы живёте на сибирской реке и большая часть ваших коммуникаций происходит по воде, а не автомобильным дорогам. Также, ГИМС, береговая охрана и спасательные службы активно эксплуатируют четырёхтактные лодочные моторы. Почему так?

Потому, что именно при достаточно интенсивной эксплуатации можно реально оценить такие преимущества 4 Т, как экономия топлива, более плавную работу на небольших оборотах и отсутствие необходимости делать бензино-масляную смесь. Немаловажен и тот факт, что при постоянном использовании, лодка как правило находится на воде, или траке. Иными словами, если вам постоянно нужно устанавливать и снимать мотор с лодки, то вы вряд ли сможете оценить преимущества четырёхтактника. Во первых, они тяжелее, по сравнению с двухтактными ПЛМ аналогичной мощности, и если с мотором в 5 л.с. легко можно управиться в одиночку, то для 4Т от 10 л.с., для установки может понадобиться напарник. а это не всегда удобно. Во вторых, четырёхтактные ПЛМ можно перевозить и транспортировать только на оперделённом боку или вертикально, что тоже не комильфо во многих ситуациях.

С двухтактником при транспортировке всё куда как проще.

-2

Ещё раз о ГСМ

Средний расход топлива на двухтактном подвесном лодочном моторе составляет 300 мл в час на одну лошадиную силу мотора, против 240 мл - у четырёхтактного? Казалось бы вывод очевиден? Но не будем забывать, что 4 Т на тридцать процентов тяжелее физически, да и в денежном эквиваленте весит поболше. Добавим к этому требовательность к качеству топлива у 4 Т и в итоге уравнения получим очень неочевидную эксплуатационную экономию. Да, кстати современные инжекторные 2 Т готовы поспорить по экономичности с четырёхтактниками.

Другое дело, что масло в четырехтактных моторах не смешивается с бензином. а меняется примерно раз в 200 часов эксплуатации (читаем инструкцию), и при более -менее развитой береговой инфраструктуре, гораздо удобнее залить бензин и ехать дальше, чем регулярно заморачиваться на топливно-масляную “алхимию”.

-3

Ремонтопригодность.

В сегодняшних реалиях, стоимость владения и потенциального ремонта становится, пожалуй, основополагающим фактором для среднестатистического судовладельца. Если говорить о регламентных работах и ремонте дейдвуда и редуктора, то тут +/- 2 Т и 4 Т находятся в относительном паритете. Но когда дело касается объёмов близких к капитальному ремонту, то для владельцев двухтактных лодочных моторов ситуация, как правило, выглядит куда радужнее - как по деньгам, так и по логистическим и организационным моментам.

-4

Динамика.

Два рабочих цикла за один оборот коленвала выдают больше мощности по сравнению с четырьмя. На практике, это означает то, что двухтактный двигатель даёт нам более быстрый старт и выход на глиссирование. Но четырёхтактный мотор, при более плавном разгоне, обеспечивает более мягкий и комфортный ход на малых скоростях. Поэтому, четырёхтактные моторы традиционно пользуются популярностью среди поклонников троллинга. Опять же, поскольку мы никого не рекламируем, а стараемся дать максимально объёктивную информацию, то нельзя не упомянуть модели двухтактных моторов с опцией “троллинг”, включаемой прямо с румпеля. Но в целом, двухтактные моторы на малых скоростях, “колбасят” (то есть, вибрируют) сильнее, чем четырёхтактные, хотя и тут есть нюансы.

-5

Подведём итоги.

Понятно, что подвесной лодочный мотор подбирается под конкретные условия эксплуатации, с учётом адекватности финансовых трат и преследуемых целей покупки Не менее важны стоимость владения, развитость сервисной инфраструктуры и ликвидность на вторичном рынке. Исходя из этих критериев:

● в широком потребительском сегменте (ПЛМ мощностью 10 - 30 л.с.) и для не слишком регулярных выходов на рыбалку или на водные прогулки - вполне разумным выбором станет двухтактный ПЛМ;

● для коммерческого, служебного или регулярного использования в личных целях, особенно если эксплуатация не предполагает частого снятия мотора с лодки, четырёхтактный подвесной лодочный мотор сможет раскрыть свой потенциал и оправдать изначально большие затраты.

Что касается экологичности лодочных моторов, то нам кажется, что по сравнению с коммерческим флотом и иными промышленными загрязнениями, рыбаки и любители водного туризма не самые большие злодеи. В остальном - выбор остаётся за каждым, и хорошо, что он у нас пока есть.

Здоровья вам и вашему мотору и 7 футов под килем.

Если вам интересна тема лодочных моторов, подписывайтесь на наш канал)