Найти тему
Мотобол

Реформаторский год в советском и калмыцком мотоболах.

Цикл статей из книги: «Метеор» - младший брат «Кометы».

Получилось так, что 1972 год в советском мотоболе стал реформаторским в плане коренного изменения правил и условий игры. Был отменен вратарский мотоцикл. Вратарю создали пятиметровую вратарскую зону, как в ручном мяче. И что очень важно, появилась центральная линия, как в хоккее, которую надо было проходить пасом. Все эти изменения правил пришли к нам из Европы. Случилось так, что в этот год и в калмыцком мотоболе произошли большие изменения. Руководство республики, намучившись с неорганизованным обеспечением и содержанием двух мотобольных команд, «Комета» и «Метеор», приняло решение о переводе главной мотобольной команды «Комета» из баланса обкома ДОСААФ на баланс Автотранспортного Управления Калмыцкой АССР. Очередной раз надо сказать, большое спасибо, первому секретарю Калмыцкого обкома партии Басану Бадминовичу Городовикову. Главная мотобольная команда задышала, как говориться, полной грудью. Были решены финансовые, транспортные и многие другие проблемы (медицинские, реабилитационные, отдых). Спортсмены на себе почувствовали настоящую заботу, которой они были окружены, собственно, которая и лежит в основании такой долгосрочной победной истории калмыцкого мотобола. Но как это у нас в стране часто бывает, что даже во всем хорошем должна присутствовать горчинка. Новые хозяева потребовали, чтобы команда «Комета» сменила название и стала называться «Автомобилистом». Болельщики приняли это решение в «штыки». Да и нам спортсменом было непонятно и очень неуютно от этого нового имени команды, к которому, за всю оставшуюся историю калмыцкого мотобола, по большому счету, мы так и не привыкли. На один год для успокоения общественности было принято половинчатое решение. Команду назвали двойным именем «Комета» - «Автомобилист». Но на следующий 1973 год, спонсоры нас все равно дожали, и команда стала называться «Автомобилистом», как говорится «кто заказывает музыку – тот и танцует». Зная об определенном суеверии в спортивной среде, в проигрыше 1973 года полтавскому «Вымпелу» чемпионата и кубка СССР, как нам тогда казалось, была виновата наша предательская позиция по отношении к родному имени команды, «Комета».

Полной грудью задышали не только спортсмены главной мотобольной команды, легче стало жить и руководству обкома ДОСААФ республики в 1973 году. Но оказалось, что ушли не только иждивенцы в лице спортсменов команды «Автомобилист» но и доходы от выручки, приносимой болельщиками. Вот здесь и надо искать главную мотивацию руководства республиканского обкома ДОСААФ и его желание иметь свою команду в высшей лиги мотобола. Им показалась заманчивым призом завоеванная путевка команды «Метеор» в класс «А». Не советуясь с главным тренером СТК Виктором Ивановичем Кондратенко (который был против выступления двух команд в классе «А»), и не делая серьезный анализ будущих проблем, руководство, ДОСААФ республики приняло решение на участие команды «Метеор» в главном чемпионате страны. По прошествии времени, оглядываясь назад и делая оценку тем решениям, стало ясно, что они были ошибочными и что от этого не продуманного решения проиграли все. Свои доходы от участия команды «Метеор» в высшем дивизионе мотобола, ДОСААФ не получил. Болельщики в основном, выбрали просмотр игр главной команды «Автомобилист», а не второй команды «Метеора». Главная команда тоже оказалась в минусе. Из-за передозировки количества игр двух команд, у болельщиков мотобола, стал пропадать ажиотажный интерес к виду спорта в республике. Ответственные за проведение матчей работники ДОСААФ, не справились с ролью организаторов соревнований. Было больно смотреть на убогость рекламы и скудность средств выделяемых на существование команды «Метеор». В память врезался один случай из той метеоровской жизни 1974 года. Команда «Автомобилист», после утренней тренировки по ОФП, прибыла с завтрака на своем новом автобусе «Икарус», а в это время, метеоровцы собирались на выездную игру и грузили свою форму в кузов старого автомобиля ГАЗ – 51. Нам игрокам главной команды, бывшим метеоровцам, было больно смотреть на такое отношение к своему ближнему резерву. Не тогда ли начался упадок калмыцкого мотобола? Но так было.
Давая оценку выступлению второй элистинской команды в высшей лиге, в 1974 году, занявшей шестое место среди девяти лучших команд страны. Встает вопрос, как оценить выступление команды? Зная потенциал команды «Метеор», есть ощущение, что команда не дотянула до своего законного места (где- то в районе четвертого). Чтобы определить силу второй элистинской команды, надо обратиться к истории ее создания. Одной из основных причин образования молодежной команды в элистинском СТК, было иметь постоянного спарринг - партнера, для главной команды. В этих принципиальных и не уступчивых спарринговых играх, разница в счете в пользу главной команды, редко превышала два или три мяча, а ведь она чемпион страны. Победные результаты команды «Метеор», на протяжении почти десятилетия, во многих соревнованиях, дают право на такие оптимистические прогнозы. Есть еще один интересный аспект, который освещает эту ситуацию с неожиданной стороны, и дает возможность правильно оценить выступление элистинской молодежной команды – это судейство. Если говорить в общем, о судействе, оно в то время, было на достаточно высоком уровне. Было много квалифицированных арбитров, время квановского судейского беспредела в мотоболе, «кануло в лета». 1974 года спортивный сезон элистинская главная команда «Автомобилист» начинала в ранге вице чемпиона и остерегалась судейства своих игр, но оно в этом сезоне было нормальным. Но мы здесь говорим о судействе бывшего дубля нашей главной команды. В Элисте в домашних играх, судьи судили объективно, а вот на выезде наша молодежная команда часто была под большим судейским прессингом. И тем не менее, выступление команды «Метеор» высшем дивизионе мотобола нашей страны надо признать успешным. На финише сезона, она в турнирной таблице оказалась выше таких сильных команд как рижская «Адажи», и омский «Омич».
Расскажем о творцах успехов молодежной команды, которые оказались незамеченными, находясь в тени победного золотого дубля главной элистинской команды «Автомобилист» в 1974 году (чемпион СССР и обладатель кубка СССР).
Добрых слов заслуживает беззаветное служение своему делу играющего тренера команды «Метеор» Резникова Валерия Александровича. Это будет последний сезон его спортивной и тренерской деятельности в городе Элисте. В 1975 году он вместе с главным тренером СТК Виктором Ивановичем Кондратенко уедет в город Ковров, на мотоциклетный завод имени В.А. Дегтярева, с идеей о выпуске советского мотобольного мотоцикла. Большую роль в успешном выступлении команды сыграла его деятельность в воспитании и объединении игроков команды, его умение решать возникающие спортивные и технические проблемы.
Большую роль не только в играх этого сезона, а всей победной истории команды играет присутствие в ее рядах бессменного капитана, Панасенко Николая Михайловича. Этот умный, добрый и интеллигентный человек, был достаточно сильным мотобольным игроком. Он исповедовал техничный, скоростной и результативный стиль игры. При своем мягком и добром характере, он на поле был неуступчивым бойцом, в сложных играх всегда вел за собой команду и забивал важные голы.
В стержневую тройку ветеранов, вокруг которых и строилась команда, входил и ее основной вратарь Иван Завялик. Трудно поверить, что этот небольшого роста спортсмен (172 см), является главным вратарем такой успешной команды. И тем не менее постоянная сильная игра Ивана в каждой игре, в каждом соревновании, давала возможность полевым игрокам строить игру команды в атаке без оглядки на собственные ворота. Добрый и уступчивый характер Ивана, в отношениях с товарищами, помогал тренерам объединять и настраивать коллектив на серьезные победы.
Все остальные игроки команды «Метеор» в 1973 году, и были той самой объединенной и дружной группой молодых спортсменов за всю свою достойную историю команды. Этому метеоровскому поколению игроков повезло меньше всех. Через год они останутся без тренеров, без достойного обеспечения, без привычного внимания своих любимых болельщиков, но тем и ценны их победы и их неповторимая игра, позволившая им вырасти в игроков высокого класса. Основными игроками этой группы были: Анатолий Лященко (в 1980 году станет одним из основных игроков тихорецкого «Локомотива»), Юрий Воронцов (1980 году организует новую мотобольную команду в Краснодарском крае, в станице Красноармейской ныне Полтавская, Анатолий Богданов (станет основным игроком команды «Автомобилист», Михаил Краснянский (станет основным игроком команды «Автомобилист»), Владимир Кравцов, Вячеслав Панасенко, Николай Басанов. Все эти игроки команды внесли большой вклад в достойную игру команды «Метеор» в 1974 году.
Зная, что читателю не очень интересны описания голов, пасов, и игровых минут, ему интересна красивая и результативная игра, новые имена и конечно победы любимой команды. Но мне хотелось бы поделиться атмосферой той мотобольной кухни, которая существовала в последний год пребывания этих двух тренеров в элистинском СТК.
Когда по велению спортивного календаря две элистинские команды пересекались на домашнем поле, особенно когда играла команда «Метеор», было одно удовольствие смотреть на азартную, очень быструю игру молодых спортсменов. Игроки обеих команд изначально были заражены вирусом повышения спортивного мастерства, вирусом конкуренции. На всех тренировках и играх элистинских мотобольных команд, шла постоянная учеба. Как пример, идет тренировка главной команды, все метеоровские игроки, отставив свои дела в мастерской, высыпали всем составом на зрительскую трибуну и внимательно наблюдают за действиями старших товарищей, а старшие, чувствуя на себе повышенное внимание молодежи, прибавляют в старании. Интересные наблюдения происходили и при обратном процессе. Идет тренировка команды «Метеор». Игроки старшей команды, как бы нехотя собираются на трибуне и с шутками-прибаутками, комментариями действий молодежи, внимательно наблюдают за их действиями. Чувствовалось, что они с большим вниманием просматривают не просто тренировку а наблюдают свой ближайший резерв, своих возможных конкурентов. Можно себе представить, как в это время старалась молодежь. Вот в этих взаимоотношениях между спортсменами и было одно из главных достижений школы Виктора Кондратенко, школы познания и повышения высшего спортивного мастерства.

Продолжение следует .....