Найти в Дзене

От МТ-ЛБ до колесных САУ. Какую военную технику СССР приобретал за рубежом

Оглавление

СССР обладал мощнейшим военно-промышленным комплексом, который закрывал практически все потребности своих Вооруженных сил, а также активно поставлял свою продукцию на экспорт.

Однако были и образцы вооружений, которые закупались за рубежом. Мотивы заказа у иностранных предприятий были разные, например загруженность своих производственных мощностей либо желание поддержать товарищей из стран народной демократии в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). При этом не обязательно покупалась именно техника иностранной разработки. Например, существовала практика производства советских образцов вооружения на иностранных мощностях.

В этой статье я приведу примеры разных вариантов такого сотрудничества, в результате которого СССР получал произведенную за рубежом военную технику. Сразу отмечу, что в материале не будет рассказано про корабли: они заслуживают отдельной статьи, которая выйдет позже.

МТ-ЛБ

Уверен, что многие, увидев в заголовке «маталыгу», очень удивятся и решат, что автор сошел с ума. Но нет, я в добром здравии.

МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания. Источник фото: topwar.ru
МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания. Источник фото: topwar.ru

Дело в том, что в 1970-х производство МТ-ЛБ было развернуто на заводах в Польше и Болгарии. На такую меру пошли, поскольку Харьковский тракторный завод не мог закрыть все потребности по выпуску нужного всем многоцелевого тягача (транспортера).

МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания
МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания

Собранные за границей МТ-ЛБ поставлялись в СССР, союзникам по Организации Варшавского договора и в другие страны. От машин советской сборки они практически не отличались. Но есть один способ обнаружить «маталыги» польского происхождения: поляки специализировались на МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, на ХТЗ такие не выпускали.

Ми-2

Еще один случай производства советской разработки на иностранных мощностях.

Легкий многоцелевой вертолет Ми-2 был разработан силами ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Производился с 1965-го по 1992-й год силам польского авиаконцерна PZL. Это был довольно уникальный случай, когда лицензию на производство и всю документацию передали иностранному предприятию, а сами выпуск разворачивать не стали.

Ми-2 ВВС ГДР. Источник фото: https://airwar.ru/enc/uh/mi2.html
Ми-2 ВВС ГДР. Источник фото: https://airwar.ru/enc/uh/mi2.html

При заключении договора СССР гарантировал объем заказов и поставку двигателей к вертолетам. Первое время помогали осваивать производство советские специалисты, но со временем поляки полностью взяли всю ответственность за конструкцию и качество выпускаемых вертолетов, занимались их совершенствованием по мере выпуска.

Почему решили сделать именно так? Однозначного ответа я не нашел. Но думаю, что есть несколько причин. Во-первых, поддержать союзника по ОВД и СЭВ, помочь загрузить его мощности. Во-вторых, собственные возможности не резиновые, и заводы загружены выпуском других, не менее нужных машин. А тут есть заводы в Польше, уже выпускавшие Ми-1.

L-29 Dolphin и L-39 Albatros

Как в ВВС СССР оказались учебные чехословацкие самолеты? Все довольно просто и логично. Дело в том, что они по очереди были выбраны в качестве единого УТС стран Организации Варшавского договора.

Первый L-29, поставленный в СССР. 1963 год
Первый L-29, поставленный в СССР. 1963 год

В 1961 году конкурс выиграл L-29 Dolphin, опередивший советский Як-30 и польский TS-11 Iskra. Он был простым в пилотировании и неприхотливым в эксплуатации и быстро полюбился летчикам. Всего в СССР было поставлено порядка 2000 «Дельфинов», которые служили в ВВС и ДОСААФ. Некоторое число L-29 сохранились до нашего времени и даже летают, преимущественно в частных руках.

L-29 в Центральном музее ВВС в Монино. Источник фото: By Alan Wilson - Aero L-29 Delfin '01 red', CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26900045
L-29 в Центральном музее ВВС в Монино. Источник фото: By Alan Wilson - Aero L-29 Delfin '01 red', CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26900045

В 1972 году новым единым УТС выбрали уже L-39 Albatros. В его создании участвовали и советские специалисты, например, самолет продували в ЦАГИ. Кроме того, он получил двигатели производства СССР — АИ-25ТЛ, выпускавшиеся на заводе «Прогресс» в Запорожье.

L-39 ВВС СССР. Источник фото: https://airwar.ru/enc/other/l39c.html
L-39 ВВС СССР. Источник фото: https://airwar.ru/enc/other/l39c.html

Всего до начала 1990-х в СССР было поставлено более 2000 L-39. Часть из них эксплуатируется до сих пор, в том числе в ВКС России.

САУ Dana

В конце 1970-х в Чехословакии была разработана Dana — 152-мм САУ на шасси четырехосного грузовика Tatra. Она отличалась высокой скорострельностью благодаря автоматизации заряжания (до 30 выстрелов за 7 минут и 90 выстрелов за час) и хорошей подвижностью по дорогам с твердым покрытием, что логично для машины с колесной базой.

САУ DANA в составе армии Словакии
САУ DANA в составе армии Словакии

Помимо Чехословакии, «Дану» закупили Польша и ГДР. Предлагали самоходку и советским военным, но особого энтузиазма по ее поводу в СССР не испытывали. В 1979 году две САУ испытали на Ржевском артиллерийском полигоне, но по итогам тестов не нашли преимуществ по сравнению имевшейся на вооружении «Акации», с которой у иностранной новинки были одинаковые снаряды (осколочно-фугасные гранаты массой 43,5 кг).

Советские военнослужащие на фоне САУ Dana. Источник фото: rcforum.ru
Советские военнослужащие на фоне САУ Dana. Источник фото: rcforum.ru

В 1983 несколько чехословацких САУ (от 6 до 18 единиц) прибыли в СССР для опытной эксплуатации и примерно через год были возвращены. Артиллеристы снова не испытали особых восторгов, но несмотря на это было принято решение закупить некоторое количество импортных самоходок для поддержки товарищей по СЭВ и ОВД.

Советские военнослужащие на фоне САУ Dana. Источник фото: rcforum.ru
Советские военнослужащие на фоне САУ Dana. Источник фото: rcforum.ru

Вооружить «Данами» решили 211-ю артиллерийскую бригаду, которая как раз располагалась в Чехословакии. Благодаря близости к производителю таким образом решалась проблема материально-технического обеспечения. Всего в бригаде было 120 САУ: пять дивизионов, в каждом из которых по три батареи из восьми орудий. Также несколько единиц поступили в артиллерийский учебный центр Белорусского военного округа.

Военнослужащие отмечали высокую маневренность колесных самоходок и высокую требовательность к условиям эксплуатации артиллерийской части, из-за чего нередко происходили отказы.

Советские военнослужащие на фоне САУ Dana. Источник фото: rcforum.ru
Советские военнослужащие на фоне САУ Dana. Источник фото: rcforum.ru

В 1990 году 211-я бригада вместе с остальными соединениями ЦГВ была выведена из Чехословакии и вошла в состав Московского военного округа, но уже без своих «иномарок». Следы «Дан» на этом моменте теряются: есть информация, что самоходки отправили на хранение в Казахстан. Однако никаких фото или других материалов, подтверждающих их нахождение там, мне найти не удалось.

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Если этот материал получит хороший отклик, то обязательно подготовлю аналогичную статью про корабли, там много интересного.

Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.

Авто
5,66 млн интересуются