В этой статье я расскажу о пяти образцах советской боевой техники, которые были разработаны и начинали испытываться во время Великой Отечественной войны, но по разным причинам так и не приняли участие в боях.
Некоторые из них позже были приняты на вооружение и стали массовыми, другие же так и остались лишь прототипами.
Т-44
Машина, на ближайшие два десятилетия определившая облик советских средних танков, была принята на вооружение в июле 1944 года. Первые 25 серийных Т-44 собрали к концу ноября, а всего до капитуляции Германии были готовы 190 единиц.
По сравнению с Т-34 новинка была огромным шагом вперед: торсионная подвеска, поперечное расположение двигателя, позволившее перенести башню в центр корпуса, серьезное лобовое бронирование без слабого места в виде люка мехвода. И это только часть преимуществ.
Однако в действующие части Т-44 не попал. Во-первых, военных не устраивало качество танков, которые выпускались предприятиями, серьезно пострадавшими в ходе боевых действий. Во-вторых, для начала действительно массового выпуска танка на разных заводах требовалась значительная перестройка производства, а следовательно временная его остановка. В результате фронт недополучил бы тысячи танков, которые были нужны постоянно.
Тем не менее, «детские болячки» со временем вылечили и до 1947 года были собраны 1823 Т-44, которые прослужили до конца 1960-х. Некоторые оставались в строю и дольше после переделки в тягачи. Единственный конфликт, в котором «сорокчетверки» приняли участие — это ввод советских войск в Венгрию в 1956 году. Зато Т-54 и Т-55, созданные на их основе, воюют по всему миру по сей день.
ИС-3
В детстве я очень любил играть в культовую стратегию «Блицкриг». В последней миссии кампании за СССР можно было отправить на штурм Зееловских высот несколько танков ИС-3. И они действительно давали результат, прорывая мощнейшую оборону.
В реальности же этот тяжелый танк, чья верхняя лобовая деталь корпуса держала выстрел из 88-мм пушки Pak-43 с любых дистанций, так и не поучаствовал в Великой Отечественной.
ИС-3 приняли на вооружение 27 марта 1945 года, первые 25 серийных танков начали собирать в 20-х числах апреля. Так что на войну в Европе они уже никак не успевали. Решение о производстве было принято еще до окончания испытаний, разработка и подготовка к серийному выпуску шли в авральном режиме, что не могло не вызвать проблем. Главными из них можно назвать перегрев двигателя и хрупкую броню башни. В итоге с этими и другими недочетами боролись уже в процессе серийного производства. В армии же первые танки появились в июне, но из-за озвученных выше недостатков данные машины были скорее учебными. Уже полностью боеспособные ИС-3 стали поступать в конце лета.
Ну а осенью случился главный звездный час танка: 7 сентября 1945 в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй Мировой войны. Закрывали парад ИС-3 из состава 2-й Гвардейской танковой армии — всего 52 машины. Несмотря на перечисленные выше проблемы, не было ни одной поломки, все прошло как по маслу.
Представители союзников были ошарашены новинкой: у них на тот момент не было ничего равного ИС-2, а тут СССР продемонстрировал какого-то пришельца их будущего. И ведь не в единичном экземпляре, а сразу 52 машины.
В этом контексте нельзя не вспомнить популярную байку, что на следующий день под впечатлением от ИС-3 американцы переклассифицировали свой тяжелый танк M26 Pershing в средний. Но это не так, поскольку его «понизили» только в январе 1946-го, да и тяжелым он изначально стал для поднятия боевого духа, поскольку настоящих серийных тяжелых танков у американцев просто не было.
Но и без этого можно смело утверждать, что ИС-3 произвели на зарубежную публику неизгладимое впечатление.
СУ-85Б
Знаете, какой образец советской бронетехники времен Великой Отечественной войны по числу выпущенных экземпляров (14 292) уступил только Т-34? Правильный ответ: 76-мм САУ СУ-76М. Легкая самоходка с пушкой ЗИС-3 была недорогим, массовым и эффективным оружием. Особенно, если использовалась по назначению, а не применялась как танк.
В мае 1944 года стартовали работы по созданию новой легкой САУ на той же базе, но с 85-мм орудием Д-5С, чьи модификации также ставились на КВ-85, ИС-1, СУ-85 и ранние Т-34-85. Получившаяся машина под индексом СУ-85А зимой 1945 года по итогам испытаний не была принята на вооружение из-за проблем с точностью стрельбы. Если кратко, то отдача орудия оказалась чрезмерной для легкого шасси.
В марте 1945-го работы возобновились, но уже с другим орудием — 85-мм пушкой ЛБ-2. Она имела однокамерный дульный тормоз и меньшее сопротивление откату, за счет чего проблемы с точностью удалось решить. Внесли и ряд других изменений, например, установили более мощный двигатель.
Новая машина, получившая индекс СУ-85Б, в апреле и мае 1945-го успешно прошла испытания, но производство так и не началось. Война в Европе окончилась, завод ГАЗ, где должен был начаться выпуск, возвращался к гражданской автомобильной продукции. Ну а все опытные работы по боевым машинам были закрыты. Существовал вариант производства СУ-85 на заводе №40 в Мытищах, но с другим орудием. Испытания проходили до конца лета, но и там в итоге не срослось.
ЗСУ-37
Работы по созданию самоходной установки с 37-мм зенитным автоматом на шасси СУ-76 начались в конце 1943 года. Такая ЗСУ была очень нужна танковым и механизированным подразделениям для защиты от ударов с воздуха.
Первый опытный образец был собран в феврале 1944-го. Вскоре разработку забрали у завода №38 в Кирове и отдали заводу №40 в Мытищах, поскольку мощности первого не позволяли одновременно выпускать новую зенитную установку и САУ СУ-76М, в которой фронт нуждался еще сильнее.
Весной уже завод №40 сделал свой первый опытный образец, затем еще два. Третья по счету машина осенью отправилась на государственные испытания, по итогам которых ее рекомендовали принять на вооружение. До конца войны было выпущено 12 ЗСУ-37 (по четыре в феврале, марте и апреле), но ни одна из них не приняла участия в боях.
После войны какое-то время выпуск еще продолжался, но сколько всего было собрано ЗСУ-37 неизвестно. До нашего времен ни одного экземпляра не сохранилось. По мнению авторитетного историка бронетанковой техники Юрия Пашолока, машина, демонстрируемая в музее в Кубинке как ЗСУ-37 на самом деле является опытной САУ СУ-11.
СУ-101/СУ-102 («Уралмаш-1»)
Самоходные артиллерийские установки СУ-101 и СУ-102 на базе агрегатов танков Т-44 и Т-34-85 были разработаны конструкторским бюро «Уралмаша» (УЗТМ) в 1944—1945 годах. Между собой они отличались орудием: 100-мм Д-10С у СУ-101 и 122-мм Д-25Т у СУ-102.
От других советских САУ (за исключением СУ-76М) они принципиально отличались боевым отделением, перенесенным в корму. Благодаря этому нагрузка на передние опорные катки серьезно снизилась, что позволило усилить бронирование. В результате опытные САУ стали наиболее защищенными в своем классе.
Испытания первого образца СУ-101 стартовали 27 апреля 1945 года, поэтому на войну новые САУ никак не успевали. Активные работы по проекту и различные испытания проводились до 1946 года включительно.
Несмотря на то, что переносом боевого отделения получилось разгрузить передние катки, шасси все равно испытывало чрезмерную нагрузку. Решить проблему можно было переходом на шасси Т-54, а это бы влекло кардинальную переделку всей конструкции. При этом заниматься разработкой на «Уралмаше» уже было некому, поскольку из-за перехода на выпуск гражданской продукции на заводе осталось считанное число военных конструкторов, которые обеспечивали текущий выпуск СУ-100. А вскоре и его прекратили.
Кроме того, никуда не делись проблемы с перегревом и теснотой боевого отделения. В итоге все работы по СУ-101/СУ-102 были прекращены.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Другие мои статьи вы можете найти по ссылке на странице канала. Для простоты навигации они разложены по подборкам.