В истории военной техники существуют образцы, на которые изначально не делали большой ставки, но впоследствии они становятся настолько удачными, что остаются на службе и спустя десятилетия, а полноценной замены им просто нет.
Все вышесказанное относится к МТ-ЛБ. Многоцелевой тягач (транспортер) легко бронированный был официально принят на вооружение 25 декабря 1964 года. Изначально машина предназначалась для буксировки артиллерийских систем калибра не более 100-мм, например пушек БС-3 и МТ-12 «Рапира», перевозки боекомплекта и расчетов, транспортировки других грузов. Также предполагалось использование МТ-ЛБ для эвакуации раненных на переднем крае.
Однако со временем стало ясно, что машина получилась на редкость удачной и универсальной, благодаря чему на ее основе стали создавать самые разные образцы боевой техники: ЗРК, станции артиллерийской разведки, самоходные ПТРК, инженерные машины, САУ и многое другое. А уж сколько собрано кустарных модификаций...
Впрочем, это вы все прекрасно знаете. А в этой статье я решил собрать несколько не самых известных, но интересных фактов о легендарной машине.
Факт №1. У МТ-ЛБ был небронированный брат, который выпускался параллельно
Изначально КБ Харьковского тракторного завода создавало две модели транспортера-тягача: бронированный МТ-ЛБ и небронированный МТ-Л.
Изделия конструировались с высокой степенью унификации, но внешне получились разными. Об МТ-Л известно не так много, по имеющимся изображениям можно сделать вывод, что небронированный брат МТ-ЛБ имел совершенно другой корпус с распашными дверьми и грузовым отделением с брезентовой крышей.
МТ-Л мог буксировать прицеп массой до семи тонн, перевозить внутри кабины и на грузовой платформе до 18 человек, включая водителя (8 в кабине 10 – на платформе). Максимальная скорость по шоссе достигала 60 км/ч, а запас хода – 500 км. Водные преграды транспортер преодолевал вплавь.
Некоторое время МТ-Л производился параллельно с МТ-ЛБ, однако ХТЗ не мог выпускать одновременно обе машины и военные в итоге сделали ставку на МТ-ЛБ. В сети встречается информация, что несколько единиц МТ-Л сохранились до нашего времени, но никаких современных фото и видео с ними найти не удалось.
Факт №2. МТ-ЛБ выпускался одновременно в трех странах
В начале 1970-х в связи с высоким спросом как внутри страны, так и на экспорт для союзников по ОВД производство МТ-ЛБ развернули помимо ХТЗ на заводах в Польше и Болгарии. Это была обычная практика в контексте сотрудничества в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Например, вертолет Ми-2 выпускался серийно исключительно в Польше, поскольку заводы в СССР были заняты другими машинами.
Впрочем, вернемся к МТ-ЛБ. «Импортные» «маталыги» практически ничем не отличались. Изменения в конструкцию были минимальными: они обуславливались особенностями производства на имеющемся оборудовании. При этом любые изменения согласовывались с советскими военпредами. Часть собранных за границей МТ-ЛБ поставлялась в СССР. Например, поляки специализировались на машинах с оборудованием для самоокапывания. ХТЗ и болгары такие не выпускали.
№3 На базе МТ-ЛБ была создана первая в истории плавающая САУ
В 1970 году в СССР была принята 122-мм самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика», которая стала первой в мире плавающей САУ.
Вы спросите, при чем тут МТ-ЛБ? Объясняю.
Для 2С1 не стали создавать шасси с нуля, а уже из имеющихся вариантов выбор пал на МТ-ЛБ. При этом шасси подверглось значительной переработке, поскольку нагрузки на подвеску у САУ существенно выше. Главное отличие ходовой части 2С1 от МТ-ЛБ – наличие седьмой пары опорных катков. Корпус также претерпел изменения, но компоновка в целом осталась та же.
Кстати, меня могут поправить, что американские САУ М109 ранних модификаций также умели плавать. Да, это так, но есть нюанс.
Дело в том, что M109 для преодоления водных преград нужны были надувные поплавки, которые монтировались на бортах корпуса. В дальнейшем от такой опции отказались из-за возросшей массы новых модификаций. Да и просто посчитали, что САУ это просто не нужно.
Факт №4. На базе МТ-ЛБ создавались «боевые» модификации
Вряд ли создатели МТ-ЛБ в начале 1960-х могли предполагать, что их бронированный тягач будет воевать и спустя 60 лет в самых разных уголках мира. При этом не в роли тягача, а в качестве БТР, ЗСУ или вообще в роли базы для системы залпового огня.
Практически стандартным вариантом стало вооружение МТ-ЛБ зенитной установкой ЗУ-23-2. «Зушка» устанавливается на крышу десантного отделения, благодаря чему внутренний объем никак не страдает. Правда страдает расчет установки, который никак не защищен от средств поражения и атмосферных явлений. Говоря проще, можно легко пострадать от любого разрыва рядом, замерзнуть зимой или прожариться под солнцем летом.
Во времена СССР сделать из МТ-ЛБ полноценную БМП не пытались. Считалось, что с этой ролью и так отлично справлялись серийные БМП-1/2, которые изначально создавались именно для ведения боя.
А вот уже после распада СССР в России и на Украине такие модификации были созданы. Главным образом, они отличались составом вооружения, а вот бронезащита оставалась на том же уровне.
Например, в начале нулевых завод «Муромтепловоз», занимавшийся ремонтом и модернизацией «маталыг», предложил сразу нескольких модификаций с усиленным вооружением.
Самый скромный вариант – МТ-ЛБ 6МА. Здесь на крышу десантного отделения установили башню от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Следующий вариант уже серьезнее. МТ-ЛБ 6МБ получил башню с 30-мм пушкой 2А72 и ПКТ.
Обе модификации в 2000-2001 годах проходили войсковые испытания в 42-й гвардейской мотострелковой дивизии 58-й армии и получили не самые лестные отзывы.
Основная проблема заключалась в том, что боевые модули занимали место не только на крыше десантного отделения, но и внутри. Это существенно затрудняло размещение, а также посадку/высадку солдат и загрузку/выгрузку боеприпасов и другого перевозимого имущества. Тем не менее, небольшое число МТ-ЛБ 6МБ, судя по всему, было закуплено. Позднее они не раз светились на различных учениях.
Больше всего, конечно, восхищает еще одна модификация от «Муромтепловоза». На МТ-ЛБ 6МБ3 установили боевой модуль собственной конструкции с автоматическим гранатометом АГ-17, крупнокалиберным (12,7-мм) пулеметом КОРД и спаренной авиационной 23-мм пушкой ГШ-23-2 (!).
Помимо этого, на модуль можно было поставить еще и два ПЗРК «Игла».
Такой вариант модернизации никого не впечатлил и дальше выставок не пошел. Подозреваю, что военным не очень понравилась идея установки авиационной пушки на наземную технику. Например, зачастую такие орудия не предназначены для работы в условиях сильной запыленности, достаточно вспомнить проблемы с 20-мм пушкой ШВАК, которую адаптировали под установку на легкий танк Т-60.
Также кратко расскажу о паре украинских модификаций, созданных в начале нулевых.
В 2002 году в единственном экземпляре был выпущен МТ-ЛБР6. Машина предлагалась на экспорт в качестве легкого бронетранспортера для сил быстрого реагирования.
В качестве основного вооружения для данной модификации была выбрана 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 (копия 2А72), с ней был традиционно спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Защита была усилена при помощи разнесенной брони, противокумулятивных экранов, прикрывавших ходовую часть, и противоосколочного подбоя внутри, сделанного из кевларовой ткани. Возросшую массу должен был компенсировать новый двигатель мощностью 310 л.с.
Никого из заказчиков МТ-ЛБР6 так и не привлек. Зато в последствии удалось продать в Мьянму 26 единиц модификации МТ-ЛБМШ. От описанной выше модели она отличалась установкой боевого модуля «Шквал» с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом, 30-мм автоматическим гранатометом и ПТРК.
Факт №5. На замену МТ-ЛБ создавалась новая гусеничная машина, но от нее отказались
В 1980-е годы военные заказали разработку нового тягача-транспортера на замену МТ-ЛБ – ОКР «Планер». Были выдвинуты высокие современные на тот момент требования по эргономике, например, экипаж должен был иметь возможность непрерывно находится внутри машины 24 часа. Также предполагалось использование в трансмиссии гидрообъемной передачи. При этом высокие требования к надежности, проходимости и ремонтопригодности также никто не отменял.
В итоге еще на этапе технического проекта стало ясно, что «Планер» выходит массой в районе 14-15 тонн (у МТ-ЛБ она не превышает 10 тонн). Кроме того, машина получалась более дорогой и сложной в эксплуатации при отсутствии значительных преимуществ по сравнению с обычной МТ-ЛБ. В результате от дальнейших работ отказались.
Бонус
В качестве бонуса кратко упомяну две модификации МТ-ЛБ, которые нельзя не упомянуть.
МТ-ЛБВ – первый бронированный снегоболотоход. От базовой машины отличается более широкими гусеницами (расширены с 350 до 670 мм), которые обеспечивают низкое удельное давление на грунт и позволяют проезжать там, где другая гусеничная техника уверенно сядет. Машина предназначена для вооружения частей, дислоцированных в арктической и субарктической местности.
Ниже небольшая подборка фото с МТ-ЛБВМ арктической бригады Северного флота. Главное отличие от исходного МТ-ЛБВ – это замена башенки с ПКТ на 12,7-мм крупнокалиберный пулемет КОРД.
МТ-ЛБу – универсальное гусеничное шасси на базе МТ-ЛБ с семью опорными катками вместо шести и увеличенным бронекорпусом. Является базой для огромного числа военных и гражданских машин. Пожалуй, заслуживает отдельной статьи, поэтому подробнее рассказывать не буду.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. Также рекомендую почитать другие мои статьи, ссылки будут внизу.
При написании статьи использованы следующие источники:
- warspot.ru: "Автомат Калашникова" среди гусеничных машин
- bmpd.livejournal.com: Неизвестные подробности из истории "известного" МТ-ЛБ и неродившегося "Планера"
- btvt.narod.ru: Модернизированные МТ-ЛБМ
- odetievbrony.ru: Список модификаций МТ-ЛБ