Найти в Дзене

Только для себя. Образцы военной техники, которые СССР никогда не поставлял на экспорт. Часть 1

Оглавление

Военная техника производства СССР всегда пользовалась огромным спросом. Т-55, Т-62, Т-72, БМП-1, БМ-21 «Град», ЗСУ-23-4 «Шилка», МиГ-15, МиГ-21 — список творений советского ВПК, разошедшихся по миру сотнями и тысячами, можно продолжать очень долго. Однако были и образцы боевой техники, которые СССР по разным соображениям не поставлял за границу. Именно о них в этой статье и пойдет речь.

Да, пару слов о критериях. Речь о поставках на экспорт именно в советское время, то есть до 1992 года. В список не включались опытные и мелкосерийные образцы, а также стратегические бомбардировщики-ракетоносцы и ракетные комплексы, стоящие на вооружении РВСН.

Т-64 и Т-80

До распада СССР ни одна из модификаций первого в мире ОБТ не поставлялась на экспорт. Т-64А и последующие модификации служили преимущественно в Германии (ГСВГ) и Венгрии (ЮГВ). После вывода частей из Европы значительное число танков оказалось в Узбекистане, который вскоре стал независимым. Но назвать это экспортом язык не поворачивается.

Т-64 на тактических учениях
Т-64 на тактических учениях

После распада СССР независимая Украина пыталась продавать Т-64 за границу, но желающих особо не нашлось, за исключением пары африканских стран. Скорее всего, потенциальных покупателей отпугивали проблемный оппозитный двигатель и не самая удачная подвеска.

Т-64Б1 на параде на Красной площади в 1985 году
Т-64Б1 на параде на Красной площади в 1985 году

А вот Т-72, который изначально разрабатывался в качестве упрощенной версии Т-64А, разошелся по миру тысячами единиц и будет воевать в различных горячих точках еще не одно десятилетие.

Т-80 всех модификаций до распада СССР также никуда за рубеж не поставляли. А вот после распада СССР Россия, Белоруссия и Украина уже активно продавали Т-80 в разные страны мира.

Т-80БВ без контейнеров динамической защиты во время учений Ленинградского военного округа, 1980-е. Источник фото: https://vk.com/the_armed_forces_of_the_ussr
Т-80БВ без контейнеров динамической защиты во время учений Ленинградского военного округа, 1980-е. Источник фото: https://vk.com/the_armed_forces_of_the_ussr

Т-10

Последний советский серийный тяжелый танк выпускался с 1954 по 1966 год и пробыл на вооружении почти 40 лет. Было выпущено порядка 1500 машин разных модификаций, и ни одна из них никогда не поставлялась на экспорт и не принимала участие в боевых действиях. Да, можно вспомнить ввод войск ОВД в Чехословакию в 1968 году, в котором Т-10 принимали участие, но повоевать им там не довелось.

Т-10 в Берлине из состава ГСВГ во время парада 7 ноября 1967 года
Т-10 в Берлине из состава ГСВГ во время парада 7 ноября 1967 года

Более ранние ИС-3 и ИС-2 без особых проблем поставлялись за границу, а вот Т-10 все четыре десятилетия служил только в Советской армии.

Як-15

Як-15 стал первым принятым на вооружение советским реактивным истребителем. Из-за небольшой продолжительности полета (20 минут), слабого вооружения и малого ресурса двигателя он не представлял особой ценности как боевая единица, но помог решить очень важную задачу — облегчил переучивание летчиков с поршневых на реактивные самолеты.

Серийный Як-15
Серийный Як-15

В производстве Як-15 находился совсем недолго, меньше полугода: с августа 1946-го и до начала 1947-го года, за это время было выпущено 280 машин. Уже в начале 1950-х они были сняты с вооружения.

Из летчиков, летавших на Як-15 была сформирована первая в мире пилотажная группа на реактивных самолетах. Командовал ей дважды Герой Советского Союза Евгений Савицкий. На тот момент он был в звании генерал-лейтенанта
Из летчиков, летавших на Як-15 была сформирована первая в мире пилотажная группа на реактивных самолетах. Командовал ей дважды Герой Советского Союза Евгений Савицкий. На тот момент он был в звании генерал-лейтенанта

За рубеж Як-15 никогда не поставлялся, хотя в западной печати была информация об уничтожении одного такого самолета в Корее в 1953 году. Но журналисты явно что-то напутали.

МиГ-27К

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 активно поставлялся на экспорт союзникам по ОВД, на Ближний Восток, в Индию и в другие дружественные страны. Однако наиболее совершенная модификация — МиГ-27К состояла на вооружении только в ВВС СССР.

МиГ-27К с макетом ракеты Х-31П
МиГ-27К с макетом ракеты Х-31П

Главной особенностью самолета была лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра», которая позволяла эффективно обнаруживать цели и применять по ним широкую номенклатуру управляемого вооружения.

Носовая часть МиГ-27К. Хорошо видно элементы системы «Кайра»
Носовая часть МиГ-27К. Хорошо видно элементы системы «Кайра»

Самолет был очень дорогим и непростым в обслуживании из-за обилия новых систем, которые своими отказами создавали немало проблем. Впрочем, это обычная ситуация, когда новые сложные образцы вооружения не сразу демонстрируют надежную безотказную работу.

Всего было выпущено порядка 200 самолетов, которые служили исключительно в ВВС СССР, преимущественно в составе ГСВГ. На экспорт наиболее современные истребители-бомбардировщики не поставлялись. Да, это тот случай, когда себе нужнее.

Правда, после распада СССР выведенные из Европы МиГ-27 ждала печальная участь: в 1993 году в России решили снять с вооружения однодвигательные самолеты, в том числе наиболее совершенные «Кайры». Машины отправили на базы хранения, где они в итоге пришли в совершенно небоеспособное состояние.

Су-15, Ту-128 и МиГ-31

Самолеты Су-15, Ту-128 и МиГ-31, составлявшие основу авиационной компоненты ПВО СССР в 1970-х и 1980-х годах, никогда не поставлялись за рубеж.

Да, есть исключение. МиГ-25 все же поставляли за границу, но только после того, как предатель Виктор Беленко угнал самолет в Японию, где его вдоль и поперек исследовали западные специалисты.

МиГ-25Р в Ливии в 2007 году
МиГ-25Р в Ливии в 2007 году

На этом на сегодня все, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Ну а если есть чем дополнить рассказ или вы не согласны по какому-то пункту с автором, то добро пожаловать в комментарии.

Также рекомендую другие мои интересные материалы, ссылки на них найдете ниже.