Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Электросамокаты — новая технология и боль России: куда в итоге катимся?

Оглавление
У нас в стране, наверное, нет людей, нейтрально относящихся к этому виду транспорта: одни используют самокаты как средства передвижения (и не только курьеры-доставщики), другие — воспринимают их как средство развлечения, третьи — просто яростно негодуют при виде двухколёсных, так как зачастую самокатчики мешают спокойно идти по тротуару или же вовсе — являются потенциальной или даже прямой угрозой здоровью и жизни. Новый сезон электросамокатов начался: расскажем, какие перемены ждут новопровозглашённых королей дорог и их окружающих.

Самокаты в России: почему их любят?

В России кикшеринг (краткосрочная аренда электросамокатов) развивается с 2018 года. Крутой виток популярности этого вида транспорта пришёлся на 2019-20 годы, когда электросамокаты, скутеры и велосипеды стали главным транспортом для курьеров служб доставки еды и дарксторов. По прогнозам, к 2025 году общее число е-самокатов в стране превысит 400 000.

Быстрые, мобильные и компактные — они стали популярными из-за своей лёгкости (до 12 кг) и высокой скорости — до 40-50 км/час. Этого вполне достаточно, чтобы двигаться вместе с автомобильным потоком, объезжая пробки или лавировать средь потока людского на пешеходных зонах. К тому же, в отличие от велосипедов, самокаты не требуют специальной экипировки и усилий в управлении.

В идеале главная задача, которую должен решать такой мобильный транспорт — это «последняя миля», то есть поездка от остановки транспорта или парковки до пункта назначения длиной от 5 до 30 минут. Компактный транспорт выручает там, где общественный — не ходит или он не слишком удобен.

В крупных городах микромобильность — отличный способ преодолевать многочисленные пробки. Например, в США ещё в 2018-м году 30% пользователей кикшеринга Lime сменили машины на самокаты.

Больше новостей в нашем телеграм-канале📩

И конечно, новый вид транспорта особенно привлекает молодёжь. Ведь это увлекательный, модный и удобный вид передвижения в городе, обладающий высокой скоростью и маневренностью. Минута езды на электросамокате в среднем стоит семь рублей. Арендовать его просто: нужно скачать приложение компании и отсканировать QR-код на самокате для разблокировки. Ну, красота же?

Самокаты в России: почему их ненавидят?

На этом, кажется, преимущества электросамокатов заканчиваются. Для кого-то их и вовсе не существует: «вселенское зло», «скоростная чума XXI века», «дьявольский транспорт», «травмат в мире транспортных средств» — так величают е-самокаты 40 с лишним процентов как москвичей, так и петербуржцев (по результатам опроса «SuperJob» об отношении к самокатам). А сколько ещё таких «процентов» в других регионах… И ненависть эта, отнюдь, не беспочвенна.

Освоившись с новым видом городского транспорта, люди стали ездить по двое, нарушать ПДД, бросать самокаты посреди дороги, подвергать опасности пешеходов, автомобилистов и, конечно, самих себя.

Фото из интернета
Фото из интернета

В прошлом году количество происшествий с электросамокатами в России выросло почти в три раза — до 3 100 ДТП. Чаще всего такие аварии происходят в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Печальный результат: 43 человека погибли, пострадали — 3 177.

Первой жертвой нового сезона стал петербуржец, который упал с электросамоката в Невском районе. Его (почему-то не сразу, а спустя 2 суток) госпитализировали с серьёзными травмами позвоночника, которые вызвали инфаркт миокарда и острое нарушение спинального кровообращения. Мужчина скончался в больнице.

В середине апреля в Подмосковном Голицыно 30-летняя женщина разбилась на электросамокате перед самой свадьбой. Вместе с женихом она каталась на недавно купленных электросамокатах. У подъезда дома женщина слишком резко затормозила, ударилась головой об асфальт и скончалась за считанные секунды до приезда скорой помощи. Медики констатировали: шансов выжить не было, травма оказалась слишком серьёзной. Пара планировала расписаться 4 мая. Дома осталась пятилетняя дочь от первого брака.

Фото из интернета
Фото из интернета

В одной из аварий с е-самокатом погибла дочь экс-министра энергетики Татарстана Ильшата Фардиева Алсу. Девушка выехала на пешеходный переход, когда загорелся красный сигнал светофора. Водитель BMW не успел остановиться и влетел в неё. От полученных травм Алсу Фардиева скончалась на месте, не дождавшись помощи медиков.

Солист балета Мариинского театра Давид Залеев после падения с электросамоката получил серьёзные травмы головы. Молодой человек, будучи ещё и нетрезвым, не сбавляя скорости, попытался проехать между тремя пешеходами. Задев одного из них, Залеев упал и ударился головой об асфальт. Хирурги провели 31-летнему танцору трепанацию черепа и удалили гематому. После — пациент был переведён в состояние медикаментозного сна под аппаратом ИВЛ. Состояние его оценивалось как тяжёлое. Артист пришёл в себя лишь спустя две недели после госпитализации.

Молодые, рисковые

Согласно статистике, половина пострадавших в ДТП с самокатами — люди до 30 лет, из них больше 20% — тинейджеры в возрасте от 14 до 19 лет.

Молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет — в принципе — любят риск: ездить на одном самокате вдвоём (или даже втроём), рассекать на огромной скорости по проезжей части или хвастать опасными трюками.

Фото из интернета
Фото из интернета

Безусловно, желание риска испытывают и взрослые: просто люди более зрелого возраста могут контролировать это желание с помощью сформированной лобной коры. У подростков меньше, чем у взрослых, активируется префронтальная кора — и поэтому они хуже оценивают риски. Они воспринимают только позитивную информацию, а плохую — пропускают мимо ушей.

Этому есть научное объяснение. Его сформулировал нейробиолог Роберт Сапольски в книге «Биология добра и зла».

Вопрос экспериментатора: «Каков риск автокатастрофы, если вы сели за руль, сильно выпив?» Подросток: «Один к миллиарду миллиардов». Экспериментатор: «На самом деле около 50%». Подросток: «Да что вы, это же я за рулём! Шанс один на миллиард миллиардов».

Урегулировали

В 2023 году электросамокаты получили правовой статус: теперь это «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). И если раньше человек на е-самокате считался пешеходом, теперь он водитель СИМ и участник дорожного движения. Для всех средств индивидуальной мобильности действуют отдельные ПДД.

В ПДД появились новые знаки — «Движение СИМ запрещено». Есть таблички, которые действуют вместе с другими знаками и либо распространяют их действие на СИМ и наоборот. Самокатчикам можно ездить по обочине, велодорожке и тротуару. Для того чтобы пересечь пешеходный переход, нужно «спешиться» — слезть с самоката и перевезти его через дорогу. Ещё самокатчикам могут выписывать штрафы — в этом случае они приравниваются к велосипедистам.

Фото из интернета
Фото из интернета
Факт: в Париже с самокатчиками-нарушителями решили бороться радикальным образом. 90% жителей французской столицы проголосовали за полный запрет аренды электросамокатов на территории города, хотя Париж в 2018-м был одним из первых, кто стал практиковать такой сервис.

Госномера, камеры и штрафы: поможет?

В Москве на электросамокатах, которые сдаёт в аренду одна из компаний, появились регистрационные знаки. Они внешне схожи с мотоциклетными, только меньше размером. В департаменте транспорта столицы сообщили, что уже начали тестировать камеры, которые будут выявлять нарушения среди электросамокатчиков: устройства идентифицируют нарушителей не по лицам, а как раз-таки по номерам этих транспортных средств.

К этой компании в ближайшем будущем подтянутся и другие — сдающие электросамокаты в аренду. Номера, конечно, штука полезная. По крайней мере, можно хотя бы попытаться установить того, кто сбил пешехода на тротуаре или же повредил чей-то автомобиль: за это тоже нужно платить (как правило, после таких ситуаций нарушители исчезают с места происшествия). Как считают юристы, такое нововведение позволит быстрее вычислять и распознавать виновников ДТП.

Комплексы смогут формировать материалы, как только появится законодательная база, — рассказал один из производителей устройств Александр Домбровский.

Правда, у фиксации нарушений камерами есть и вторая сторона — нужно программное обеспечение, которое сможет распознавать нарушения. С машинами ситуация проще: наблюдение может ориентироваться по границам разметки, засекать скорость автомобиля. Измерить скорость самоката, в принципе, реально (она не должна превышать 25 км/час).

Ещё можно отслеживать, где ехал самокатчик: как мы уже говорили, сейчас по правилам надо ехать по велодорожке, если её нет — по тротуару, если его нет — по обочине автодороги. Остаётся непонятным, сможет ли камера сканировать количество пассажиров, непредоставление преимущества пешеходам и прочие нюансы.

Но раз номера появились, значит уже в этом сезоне можно точно ждать усовершенствования систем видеофиксации. Да и само наличие госномера на самокате, возможно, пробудит в рулевом бо́льшую ответственность.

За поездки вдвоём, кстати, сейчас предусмотрен штраф 800 рублей, а за непропуск пешехода на переходе — от 1500 до 2500 рублей. В случае, если при ДТП или другом нарушении самокатчик оказался пьян, размер штрафа составит 1500 рублей.

Фото из интернета
Фото из интернета

Из-за растущего числа происшествий (в том числе с фатальным исходом) вопрос об ужесточении правил или полном запрете электросамокатов не даёт покоя. При этом сам-то самокат не опасен. Опасно игнорирование правил дорожного движения и наплевательское отношение некоторых индивидов к транспорту, окружающим и даже к себе любимым. Будьте аккуратны на дорогах, друзья!