Официальная история Владивостокского аэропорта гласит о том, что пассажирские рейсы на самолётах Ил-62 из Кневичей начались в июне 1985 года после сдачи в эксплуатацию новой ВПП длиной 3500 м.
А между тем, попыток организовать регулярные полёты Ил-62 во Владивосток было несколько и задолго до 1985 года. Причём попытки эти были отнюдь не единичными случаями. На эту тему даже небольшой диспут на Авиафоруме произошёл. Который и сподвиг меня на написание данной статьи.
Самый первый прилёт самолёта Ил-62 в аэропорт Кневичи состоялся почти 54 года назад, в далёком 1970 году. Первый рейс совершил знаменитый борт СССР-86670, принадлежавший Домодедовскому авиапредприятию.
К этому событию долго готовились. Основная проблема была в том, что ВПП Владивостокского аэропорта к тому моменту располагала длиной 2500 метров, тогда как потребная ВПП для Ил-62 по РЛЭ составляла 3250 м. То есть полноценная работа «шестьдесят вторых» в этих условиях была невозможна. Только с ограничениями по весу. И если борт, прилетавший, например, из Москвы обладал посадочным весом, достаточным, чтобы приземляться на 2500 м., то взлёт был возможен либо с уменьшенной коммерческой загрузкой, либо с уменьшенным запасом топлива с возможностью дозаправки самолёта в промежуточном аэропорту на пути следования. В МГА решили пойти вторым путём. Таким образом, на плече Москва-Владивосток самолёт выполнял беспосадочный полёт, а на плече Владивосток-Москва была предусмотрена промежуточная посадка в аэропорту Хабаровск. То есть, самолёт взлетал из Владивостока с заправкой топлива только для участка Владивосток-Хабаровск, а в Хабаровске самолёт уже заправляли «под горлышко» для беспосадочного полёта в Москву.
Итак, решено. С 21 августа 1970 года начались регулярные рейсы №9/10 Москва-Владивосток, выполняемые самолётами Ил-62. История сохранила расписание того года с правками ЦАВС, благодаря которым мы можем узнать о тех полётах.
Из расписания следует, что в августе 1970 года во Владивосток было выполнено семь пассажирских рейсов на Ил-62: 21, 22, 23, 25, 27, 29 и 31 числа. Ремарка на полях говорит, что с 25 августа промежуточная посадка на плече Владивосток-Москва стала выполняться в Толмачёво вместо Хабаровска.
Ниже сообщается, что с 10 сентября по 14 ноября 1970 года рейс становится ежедневным.
Зимнее расписание сезона 1970-1971 гг., начинавшееся с 15 ноября, также содержало рейс Владивосток-Москва, обслуживаемый «шестьдесят вторыми», и тоже с посадкой в Толмачёво. Но сколько было выполнено таких рейсов, я пока не знаю.
В этом же зимнем сезоне 1970-1971 гг. Ил-62 ушёл из аэропорта Владивосток, и на долгие годы в нём воцарились Ту-104 и Ил-18, как прямые, так и с пересадкой на Ту-114 и Ил-62 в Хабаровске.
Вторая попытка поставить Ил-62 на рейсы во Владивосток произошла спустя 11 лет, в 1981 году.
Согласно расписания 1981 года, начиная с 11 августа, сразу четыре ежедневных рейса: №№1(2), 3(4), 5(6) и 7(8) стали летать этим маршрутом. Как и одиннадцать лет назад, плечо DME-VVO было беспосадочным, а в обратном направлении производилась посадка в Хабаровске для дозаправки.
В этот раз рейсы просуществовали меньше месяца, и с 11 сентября 1981 года всё вернулось на круги своя.
Но и это ещё не всё. ©
Третья попытка поставить Ил-62 на трассу Москва-Владивосток произошла в следующем, 1982 году.
На период с 20 августа по 12 сентября 1982 года был введён рейс №9/10, выполняемый самолётом Ил-62М. Как и прежде, на плече DME-VVO рейс был беспосадочным. В обратную сторону рейс совершал промежуточную посадку для дозаправки в аэропорту Емельяново города Красноярска.
Что было дальше, вы, уважаемые читатели, знаете из официальной историографии аэропорта Владивосток и справочных ресурсов типа Википедии.
Канал в Телеграм Всё, что движется от десяти авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.
Спасибо за внимание.