Самокаты пришли в города относительно недавно, однако уже сейчас весь интернет гудит от ненависти к пользователям самокатов. Депутаты выдвигают идеи о запрете самокатов. По телевидению громко обсуждают очередное ДТП с участием самокатчика.
Так ли всё ужасно?
Привет!
Я частенько пользуюсь электросамокатами в городе, и последние поездки натолкнули меня на некоторые мысли, которые хочу изложить в данной статье. За время своих поездок я неоднократно сталкивался с неодобрительными взглядами со стороны пешеходов и автомобилистов, много читал гнева в интернете, и вот сейчас у меня созрела некоторая оформленная картина в голове.
Начнём с самих самокатов.
Самокаты
Как я уже упомянул, в городах они появились относительно недавно. Ещё пять или шесть лет назад их было не найти в крупных мегаполисах, зато теперь все дорожки заставлены ими в несколько рядов, и как только наступает тёплое время года, на улицу выходят они - самокатчики.
Речь идёт, конечно, об электрических самокатах. В ПДД до недавнего времени вообще не было нормальной правовой базы, которая регулировала бы перемещение самокатчиков на дороге.
- Самокат - это мотоцикл? Нет, формально он не подходит, и под мопед тоже не запишешь, ведь различие проводится по кубатуре двигателя, а поскольку самокат оснащён электродвигателем, то никаких "кубиков" у него нет
- Самокат - это велосипед? Нет, к велосипеду тоже приравнять нельзя.
- Самокат - это машина? Конечно, нет.
- Самокат - это пешеход? Ну...
И шутка в том, что по последней редакции ПДД самокатчики всё-таки являются пешеходами и обязаны подчиняться правилам для пешеходов, но с некоторыми дополнениями. Вот такой вот парадокс, не правда ли?
Дополнения эти касаются пешеходов, использующих так называемые СИМы - Средства Индивидуальной Мобильности. К ним относится вообще всё, что не попадает ни в одну из других групп: самокаты, моноколёса, скейтборды, гироскутеры и всё прочее, что, внимание, не является транспортным средством.
К слову о ПДД
Для меня всегда было загадкой: почему учить билеты правил дорожного движения и сдавать экзамен в ГАИ обязывают только тех, кто пришёл открывать какую-то категорию. Ведь полноправным участником дорожного движения быть можно и на своих двоих - и никаких правил для этого учить не надо! Не абсурд ли?
Да, всё так: пешеходам могут даваться какие-то основы ПДД на уровне школьного образования: на красный не ходи, на зелёный ходи, по зебре ходи, на дорогу не выходи. Однако в случае с велосипедами и СИМами коса нашла на камень: их можно использовать и при этом не иметь категории, а значит - не учить ПДД и вообще не нести никакой ответственности за происходящее.
По итогу мы имеем то, что некоторые люди используют указанные СИМ, которые позволяют развивать скорость куда большую, чем скорость ходьбы, но при этом могут не иметь вообще никаких представлений о ПДД и не соблюдать их. И зажучить их за это нельзя - ведь там, где водители машин и мотоциклов платят штрафы и лишаются прав, самокатчики выходят сухими из воды, потому что штрафы к ним практически неприменимы, а права отобрать нельзя, потому что их не требуется. Удобно, не так ли?
Причины ненависти
И вот, мы подходим к основному: за что все ненавидят самокатчиков. Интернет буквально разрывается: как только наступает тёплая погода, со всех сторон слышатся призывы запретить аренду самокатов, ограничить их использование, а особо радикально настроенные граждане и вовсе агитируют скидывать злосчастные самокаты в ближайшую реку.
Правы ли люди в своей ненависти?
Начну с конца: конечно, портить сами самокаты, уничтожать их и сбрасывать в воду нельзя. Как минимум, потому что это натуральная порча имущества, за которую можно получить наказание, а как максимум - потому что сами по себе самокаты ни в чём не виноваты. Да-да, именно так.
Виноваты люди.
Типичный самокатчик - это безбашенный снаряд, летящий на полной скорости в толпе пешеходов, сбивающий их как кегли и уезжающий вдаль на одном колесе по встречной полосе автомобильной дороги.
Именно за это ненавидят. За безбашенность и безответственность. За безнаказанность, с которой такой индивид может влёгкую причинить не совместимые с жизнью травмы случайно встреченному пешеходу, а затем укатить и не понести никакого вреда в ответ.
Каковы причины?
Безответственность
Большинство самокатчиков используют не покупные, а арендованные самокаты, которые стоят на улицах. Ввиду этого им не надо беспокоиться о техническом состоянии самоката, не надо относиться к нему с заботой - "оно не моё". Будь самокат собственным, вряд ли бы у водителя возникало желание кататься на заднем колесе в ущерб ресурсу техники, с визгом тормозить боком об асфальт, стирая покрышки, кидать самокат где попало и постоянно биться им об бордюры. А так - оно ж не моё, можно не париться.
Незнание ПДД
Как мы уже выяснили, вовсе не обязательно учить ПДД, чтобы сесть (встать) за руль самоката. Вот и не в курсе самокатчики о том, что нельзя им ездить по дороге, кроме крайнего правого положения у обочины, нельзя ездить по встречной полосе, нельзя поворачивать через несколько полос налево и так далее.
Отсутствие правил и отсутствие надзора
К самокатчикам не применяются особо никакие правила. Им не нужно иметь водительского удостоверения (которое, на минуточку, достаётся через обучение в автошколе и обязательное изучение правил дорожного движения), не нужно также получать справку от нарколога и психиатра. Ввиду этого на самокат может встать вообще любой человек в возрасте (номинально, конечно) от 18 лет. Но даже это требование никем не проверяется и не соблюдается.
Правила будут соблюдаться только если будет существовать весомое наказание за их нарушение. Но никому нет дела до чудящих самокатчиков. Их не останавливают инспектора ДПС, им не приходят штрафы. Вывод напрашивается очень простой: можно делать вообще что угодно, раз никто не даст за это по шапке.
Пофигизм
На самом деле, правила использования самокатов всё-таки есть - их сообщает компания, занимающаяся обеспечением проката самокатов. Но всё это упомянуто мелким шрифтом в длиннющем соглашении, которое никто и никогда не читает, поэтому можно сказать, что ни один из самокатчиков этих правил в глаза не видел.
Между тем, там даже чёрным по белому написано о том, что нельзя становиться на самокат вдвоём. Но кто ж об этом узнает...
И опять-таки - даже если это правило будет всем широко известно, оно не будет соблюдаться, пока не появится наказание за несоблюдение.
Жадность
Большинство уличных самокатчиков используют арендуемую технику. И если им хочется покататься или доехать куда-то - им вообще не резон замедляться, спешиваться и останавливаться, ведь оплата идёт по минутам. А значит - будем экономить и гнать на всю катушку, лишь бы поменьше заплатить.
Глупость
Увы, нельзя заставить людей проходить IQ-тесты перед использованием самокатов. Поэтому многие пользуются ими, не отдавая себе отчёт, что собственное тело, весящее до 80кг (обычно примерно такой максимальный вес может вывезти самокат), становится на сам самокат весом до 35 и более килограммов. И этот снаряд весом более чем в центнер резво гонит по тротуару со скоростью до 25 километров в час - такой порог установлен для средств индивидуальной мобильности.
Не нужно быть великим математиком, чтобы понять, что скорость 25 км/ч ровно в пять раз превышает среднюю скорость пешехода - 5км/ч. И то, что снаряд весом в 100кг, летящий на такой скорости в ничего не подозревающего пешехода, с большой вероятностью может его погубить. Особенно если речь идёт о ребёнке.
Кроме того (и это вытекает практически из всех предыдущих пунктов), самокатчик не понимает, что на тротуаре он не господин и ему не должны уступать дорогу. Тротуар - для пешеходов, и их нужно уважать, а не звенеть над самым ухом с требованием пропустить.
Самокат - твой друг
Несмотря на всё сказанное выше, я могу заявить, что самокаты - это действительно здоровское изобретение, которым я и сам часто пользуюсь. У меня нет своей техники, и поэтому в городе я чаще всего арендую самокаты от Whoosh или Яндекс.Go.
Я могу отметить следующие позитивные стороны появления и развития инфраструктуры самокатов на улицах.
Доступность
В больших городах самокаты стоят на каждом углу. Если нужно добраться из точки А в точку Б, можно не ждать автобус, маршрутку или троллейбус, а взять самокат и просто поехать. Это будет стоить дороже, чем рейсовый общественный транспорт, но зато даёт большую свободу в выборе маршрута, и ждать прибытия такого транспорта не нужно. При этом аренда самоката обходится дешевле, чем такси.
Лёгкость
Аренда самоката ни к чему не обязывает. Его можно взять, использовать, оставить (не совсем уж в любом месте - есть специальные парковки) и просто пойти домой. Не нужно заряжать, беспокоиться о техническом состоянии, в принципе тратить деньги на покупку такого транспортного средства и беспокоиться, что его украдут, когда оставишь на парковке. Взял - поехал - оставил. Легко и просто.
Драйв
То, зачем подростки чаще всего берут самокаты в аренду. Поездка на скорости в 20-25 километров в час - это, хотя и опасно, всё же увлекательно и здорово. Ощущения почти как в детстве, когда впервые сам без приставных колёсиков разогнался на своём велосипеде с горки.
А есть, конечно, и негативные стороны:
- Опасность. Нельзя не сказать про этот пункт: даже на скорости в 20 км/ч можно расшибиться насмерть, не заметив ухаб на дороге.
- Опасность для других. Передвигаясь на самокате, нужно быть предельно аккуратным, чтобы не навредить другим участникам дорожного движения. Нужно осознавать свою опасность в первую очередь для пешеходов, особенно детей, а также разного рода животных.
- Потенциальная ответственность. Арендуя самокат, вы берёте кота в мешке: никогда не знаешь, в каком состоянии его оставил предыдущий пользователь. Любая техника изнашивается, и очень не хочется быть тем, в чью очередь самокат попросту сломается. Например, у него отломится руль или сломается что-то в подвеске. В таком случае ответственность перед хозяевами самоката придётся нести вам, пытаясь доказать свою непричастность.
- Состояние дорог. Увы, даже тротуары изобилуют ухабами, неровной плиткой, разбросанным мусором и прочим, обо что можно запнуться и полететь лицом в асфальт, однако один пункт явно выделяется из этого списка. Дело в том, что у самоката маленькие колёса и большой вес, и поэтому для комфортного передвижения на нём необходимы дороги с понижением тротуара. В противном случае самокат придётся поднимать (35кг, не забываем) и перетаскивать через бордюр, что физически очень сложно даже для меня, хотя мой рост далеко переваливает за 180. Как выяснилось, доступная городская среда, которая и проявляется, в том числе, в понижениях тротуаров, оказалась не такой доступной, и во многих частях города приходится всё-таки таскать самокат через бордюры.
Кстати, в следующий раз обратите внимание: на популярных среди самокатчиков дорожках все бордюры сбиты и сколоты. Дело в том, что за руль можно удобно поднять только переднюю часть самоката, а самая тяжесть находится сзади - там батарея и мотор. Вот и бьётся несчастный самокат об бетонные бордюры, выщербливая из них кусочки.
Напоследок подготовил небольшой гайд, как сделать использование самоката в городе комфортным для себя и для других.
Как не быть чудаком на букву М, если вы используете самокат
- Не катайтесь вдвоём. Это буквально запрещено правилами использования арендуемых самокатов. Это не только изнашивает сам самокат, но и повышает риск столкновений из-за того, что падает управляемость ввиду возросшего веса.
- Не летите на полной скорости через толпу людей. Сбавьте, а лучше вовсе спешивайтесь, когда рядом много народу: люди будут вам благодарны. Кроме того, в таком случае меньше риска попасть с ними в аварию: люди бродят по тротуарам непредсказуемо и могут выйти прямо вам под колёса.
- Не забывайте, что самокат очень тихий. У него нет громкого движка, и часто пешеходы могут вовсе не догадываться, что вы уже у них за спиной. Один шаг - и вот уже вы травмированы, пешеход травмирован, самокат разбит. Виноваты будете вы.
- Спешивайтесь на пешеходных переходах, не переезжайте их. Это запрещено ПДД: водители машин не успеют среагировать на болид, несущийся на скорости по переходу. Не успеют затормозить - и вот вы уже под колёсами.
- Не хамите пешеходам и другим участникам дорожного движения. Вы не короли дорог и тротуаров. Уважайте других - и тогда будут уважать вас. Не нужно распугивать пешеходов звонком - они вовсе не обязаны вас пропускать на своём тротуаре.
- Выбирайте велодорожки, если это возможно. В России они далеко не везде есть, но это пространство больше подходит самокату, чем тротуар или дорога.
- Берегите самокаты. То, что вы их арендовали, не означает, что можно безнаказанно их портить. Помните: точно так же, как после вашего неаккуратного использования на самокат может встать другой человек и разбиться, так и вы можете встать на самокат после кого-то менее аккуратного. И точно так же разбиться.
- По возможности надевайте средства защиты. Велосипедный шлем и перчатки уже помогут вам уберечься от большей части опасных травм.
- Не гоняйте по дорогам. Вам там не место.
- Прочитайте хотя бы раз правила дорожного движения.
Спасибо, что дочитали! Лайк этому посту поможет каналу в продвижении, а если совсем понравилось - велком в комментарии! И не забывайте подписаться, чтобы не пропустить другие интересные статьи.
Вот подборка того, что уже вышло на канале: