Найти тему
93,1K подписчиков

Пограничное расстройство личности. Причины возникновения

103 прочитали

На самом деле существует множество различных версий, касающихся причин возникновения пограничного расстройства личности у человека. Одни считают, что в основе этого заболевания лежат генетические факторы, другие считают, что причина – средовые факторы, то есть та среда, тот социум, тот микроклимат, в котором воспитывается ребенок.

Каждый по-своему прав. Но на основе своего опыта, хотелось бы отметить некоторые моменты, которые присутствовали буквально во всех случаях моих клиентов, страдающих пограничным расстройством.

Прежде всего, по моему мнению, как я писал уже ранее в своих статьях, базой для возникновения ПРЛ, является холерический тип темперамента, то есть конкретная врожденная динамическая характеристика центральной нервной системы. Но это лишь предпосылка к формированию пограничного расстройства, но не его причина.

Что является серьезной причиной, так это тот факт, что практически во всех случаях, где у детей в последующем сформировалось ПРЛ были холодные безэмоциональные матери и как минимум отвергающие отцы. В некоторых случаях отцы еще и проявляли физическое насилие к ребенку (побои и систематические наказания), не говоря уже о психологическом насилии.

Дети по своей природе крайне эмоциональны. Им крайне необходимо с одной стороны выражать свои эмоции, свои состояния, с другой стороны – видеть эмоциональные ответные реакции взрослых. Это база освоения окружающего мира ребенком. Он изучает окружающий мир и пытается найти свое место в нем как посредством восприятия через сенсорные системы, так и посредством эмоциональных реакций.

И вот представьте ситуации, когда мать, самый близкий для ребенка человек, не только не реагирует на эмоции ребенка, но и всячески дистанцируется от них. Более того, она сама не выражает никаких эмоций, запрещает ребенку плакать, запрещает кричать (выражать свой гнев), запрещает смеяться и выражать радость.

Таким образом, ребенок лишен возможности выплескивать свои эмоции, выражать свои чувства, озвучивать свои потребности, которые во многих случаях игнорируются. Ребенок лишается ласки, тепла, любви.

Эмоции ребенка «замораживаются», он понимает, что эго эмоции, его интересы никому не нужны. А значит и сам он не важен. Если мать холодна и не реагирует ни на радость ребенка, ни на его огорчение, когда мать не сопереживает ему, и не радуется вместе с ним его победам и достижениям, ребенок теряет не только самоуважение, он начинает считать себя пустым местом. Он теряет опору. Не знает на кого или на что он может опереться.

Все становится зыбким и ненадежным, появляется чувство беспокойства. У ребенка теряется чувство безопасности, именно к этой безопасности он будет стремиться затем всю свою жизнь.

Для того, чтобы свести к минимуму вероятность развития пограничного расстройства у ребенка, он должен чувствовать свою значимость, он должен понимать, что он ценен, что его любят. И что ему есть на кого рассчитывать в этой жизни.

Бывали ситуации, когда родители на одни и те же эмоции ребенка или его поступки реагировали по-разному. То такое поведение или эмоции поощряются, то внезапно порицаются, то отношение к ним становится нейтральным. В этой ситуации тоже теряются ориентиры. Если такие разноплановые реакции на какие-то моменты происходят регулярно, это тоже выбивает почву из под ног у ребенка. Тоже теряется опора и стабильность, все зыбко и аморфно. В таких ситуациях ребенок не понимает, не в состоянии усвоить: что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Где границы допустимого поведения?

Самое негативное здесь то, что в определенные сенситивный период, когда должна формироваться и развиваться эмоциональная сфера ребенка, она вместо этого если не разрушается, то во всяком случае очень сильно деформируется. Главными эмоциями начинают выступать гнев, злость, раздражительность, появляется агрессия.

Давайте рассмотрим основные эмоциональные потребности ребенка. Именно эмоциональные потребности.

1.Самая главная потребность ребенка – это потребность в безопасности. Обратите внимание, здесь я говорю о безопасности не как об одной из фундаментальных потребности в пирамиде Маслоу, а как об эмоциональной потребности в безопасности. Здесь есть значительная разница. Ребенок должен понимать и чувствовать, что есть взрослый, который о нем позаботиться и удовлетворит его потребности. Когда эта потребность игнорируется, особенно в случаях с холодными матерями, с матерями-нарциссами, с матерями-алкоголиками, и т.д., уже во взрослом возрасте человек с ПРЛ все ищет для себя эту безопасность, все проверяет насколько надежен другой человек.

Здесь и проявляется тревожно-избегающий тип привязанности. С одной стороны уже взрослый человек ищет безопасность в союзе с другим, ждет, что другой человек даст ему то, что не дали в детстве, что о нем позаботятся. С другой стороны – возникает страх, что он не получит того, чего ждет, что его снова предадут и что он вообще потеряет свою свободу.

2.Эмоциональная связь с другими людьми, самовыражение. Для ребенка крайне важно, чтобы он мог доверять кому-то и выражать свои эмоции, чувства, впечатления и переживания. Безусловно важно, чтобы ребенок мог и имел право в семье на собственное мнение, мог беспрепятственно выражать все то, что его волнует, что его радует, все то, чего он опасается или боится.

И здесь главный момент заключается в том, что ребенку важно, чтобы его эмоции были приняты. А если его эмоции принимаются, значит принят и он сам. Значит он ценен для своих родителей, значит он не пустое место.

3.Самостоятельность и автономность. Следующим, не менее важным моментом является то, что у ребенка должна быть возможность в семье на определенный уровень автономности. Его надо приучать к самостоятельности. Если поручили како-то дело, учитесь не только проверять, но и доверять ребенку. Не надо его постоянно дергать, критиковать и тем более унижать. Иначе у ребенка не только резко упадет самооценка, самоуважение, но и способность к самостоятельному мышлению и к самостоятельной деятельности. И что еще хуже, возможно сформируется выученная беспомощность, как в экспериментах М.Селигмана.

Ребенок будет во всем винить себя, свое неумение, свою несостоятельность и в итоге возникнет то же самое ощущение пустоты. Он будет считать себя пустым местом и ни на что не способным.

4.Границы. Ребенку крайне необходимо, чтобы были выстроены четкие границы между ним и окружающими людьми. Должны быть объяснены пределы: что можно делать, а что делать категорически недопустимо.

Другими словами, ребенку нужно разъяснять какие эмоции и до каких пределов он может проявлять, а какие необходимо сдерживать. Обучать его сдерживать сильный гнев и ярость по отношению к другим людям, проявлять терпимость к тем, с кем он общается, учить его конвертировать свое раздражение в более нейтральные или позитивные эмоции изменяя его мышление.

Если эти эмоциональные потребности ребенка игнорируются или всячески блокируются взрослыми, то в результате у ребенка формируются определенные дисфункциональные виды поведения, которые в случае усиления внутреннего конфликта легко переходят в различные расстройства личности, в данном случае – в пограничное расстройство.

В этой статье я рассказал лишь об нарушениях эмоциональных потребностей ребенка в контексте формирования пограничного расстройства личности. Но есть и другие причины, о которых позже будет отдельная статья.

Спасибо за внимание! Берегите себя!

Автор: Сазонов Андрей Владимирович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru