Часть 3.2
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 1; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 2.1; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.1
Когда Авраам пришел в землю Ханаанскую, в землю обещанную, обетованную (ту, что мы сейчас называем Палестиной), Господь явился ему там и сказал: «Обойди эту землю и на юг, и на север, на запад и на восток, осмотри ее, потому что твое потомство получит ее». Авраам поверил Богу, и эту веру Господь вменил ему в праведность. Я хочу еще раз подчеркнуть, что была не просто вера в Бога. И бесы верят. А было именно доверие Богу, послушание Ему. Призвал Господь: «Иди». И пошел Авраам, доверившись Ему.
Прошло много лет, но Господь не спешил выполнить Свое обетование, то есть не давал Аврааму детей.
А между тем стало тесно Лоту и Аврааму вместе, потому что у них было много скота, и пастухи стали между собой спорить (мы уже об этом немного говорили). Тогда Авраам предложил Лоту: «Давай не будем ссориться, разделимся. Вся земля перед тобой. Куда хочешь, туда иди. Если пойдешь направо, я пойду налево, если ты налево, то я направо».
Лот, осмотрев всю землю, выбрал долину реки Иордан, то место, где был город Содом. Он знал, что там не очень хорошо в нравственном отношении с верой, благочестием, но географическое положение удобное, богатая земля, на это позарился и избрал для себя именно этот город, поселился там. Однако через некоторое время там возникла какая-то местная, небольшая война. Один царь напал на другого, в итоге город был разграблен, и Лот со всем своим имуществом попал в плен.
Авраам, когда узнал об этом, несмотря на то, что они отделились, вооружил своих слуг, сам вооружился и погнал этого царя (царь, конечно, громко звучит, там небольшая какая-то армия была). Он напал неожиданно, отбил у войска всю добычу и освободил своего племянника со всей его родней. Вернул не только Лота на его место жительства, но и имущество других жителей, ничего себе не взял. И надо сказать, что в этот момент произошло необычное событие. Аврааму навстречу вышел Мелхиседек, царь Салимский, который был священником Бога Всевышнего.
О Мелхиседеке, царе Салимском, известно очень мало. Он был неким прообразом Христа. И даже говорится по отношению к Христу такое пророчество: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову». Это как раз упоминается Мелхиседек, царь Салимский. Он жил в городе Салим, был правителем этого города, благочестивым человеком, а рядом был Содом. Но он при этом оставался верным Богу, хранил веру, благочестие. Он нам ставится в пример, как можно, живя в миру в плохом смысле этого слова, оставаться человеком благочестивым.
Давайте посмотрим, что сказано об этом в каноне Андрея Критского.
«Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития, в человецех подражай».
Это обращение к своей душе. Кому подражай? Священнику Божьему, царю Салимскому Мелхиседеку. Он царь уединенный, то есть он правил рядом с Содомом, но, тем не менее, не был подвержен тому развращению, которое было распространено в соседнем городе. Ему, этому священнику Божию, и царю уединенному, который является прообразом Христа («Христово подобие в мире жития»), который жил в мире, но жил благочестиво, ему подражай.
Прошло еще какое-то время, и опять Господь не спешит исполнить свое обещание. И тогда жена Авраама, Сара, считая, что именно ее вина есть в том, что не выполняется пророчество Божие, из-за нее у Авраама нет детей, решает как-то эту ситуацию исправить. Она отдает свою служанку в наложницы Аврааму, чтобы служанка родила от Авраама ребенка ей на руки, и чтобы считалось, что это ее, Сары, ребенок. В те времена такие вещи практиковались. Это для нас, живущих в двадцать первом веке, всё немного странно звучит, но в соответствии с психологией тех людей это работало. Поскольку служанка Сары, Агарь, является ее собственностью, то всё то, что она родит, тоже будет ее собственностью, будет ей принадлежать. Авраам послушал свою жену, и Агарь родила сына, которого назвали Измаил. Родила она его Саре, как договаривались. Авраам любил Измаила, заботился о нем, воспитывал его.
Однако по прошествии некоторого времени, когда Аврааму было уже девяносто девять лет, а Саре девяносто, пришло время исполниться обетованию Божьему. Господь явился Аврааму при дубраве Мамре в виде Трех Путников. Мы об этом уже немного говорили, когда разбирали гибель Содома и Гоморры. Там Господь обещал Аврааму, что через год у Сары родится сын. Сара не поверила, она в своем сердце усмехнулась этому: этого не может быть, я стара. Но Господь сказал: «А почему засмеялась жена твоя Сара? Разве может быть для Бога что-нибудь невозможное»? И вот тут, она испугалась, потому что почувствовала себя в присутствии Божьем, Который видит сердце. Она стала отрекаться: «Нет, нет, я не смеялась». Но Господь сказал: «Нет, ты смеялась». И через год у Сары действительно родился сын, которого назвали Исаак, что значит смех радости. Для Сары это было величайшее чудо, счастье, что Господь в глубокой старости, когда уже невозможно было по человеческим понятиям кого-либо родить, позволил ей родить сына.
Сара благополучно родила, сама вскормила его. Одновременно она заметила, что Измаил как-то усмехается на всё произошедшее. И тогда она сказала Аврааму: «Изгони эту служанку вместе с ее сыном, потому что Измаил не твой наследник, а Исаак твой наследник». Получается, что Измаил был старше и тоже мог претендовать на наследство.
Авраам очень огорчился, но Господь, явившись ему, сказал: «Послушайся голоса твоей жены, сделай так, как она тебе сказала. Не печалься об Измаиле, Я и из него произведу народ, потому что он тоже твое семя. Я о нем позабочусь». Поэтому Авраам, скрепя сердце, собрал вещи, отдал Агари, служанке Сары, и отпустил ее вернуться домой. Она была из Египта. И действительно от Измаила в последующем произошло много людей, и назывались они измаилитяне, потомки Измаила. Сами себя они называли сарацинами, потому что хоть и родились от Агари, но формально вдохновительницей этого всего была Сара. Поэтому формально они считаются детьми Сары, хотя родила Агарь.
Вот такая версия. Давайте опять обратимся к тексту канона Андрея Критского.
«У дуба Мамврийскаго учредив патриарх ангелы, наследствова по старости обетования ловитву».
Здесь Авраам назван патриархом, потому что он стал отцом многих народов. «У дуба Мамврийскаго» ― это в дубраве, где произошла встреча Авраама и Господа, который пришел в виде Трех Странников. И двое из них были Ангелами, сопровождавшими Господа. «Учредив ангелы», то есть угостив их, воздав им честь.
«Наследствова по старости обетования ловитву», то есть Авраам как бы поймал, уловил то, что ему было обещано. Если бы пропустил этих путников, не оказал бы им гостеприимства, не распознал того, что это не обычные путники, а вестники Божьи, может быть, и пропустил бы то, что было обещано. Этим благочестием, явленным Авраамом в тот момент, когда он Их принял, угостил и оказал им всяческую честь, он этим самым и поймал свое обетование, то, что ему было обещано.
«Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи».
Истинно верующие Господу Богу в духовном отношении являются наследниками Авраама. Мы как бы семя Авраама не физически, а духовно. Мы знаем Бога Вышнего, мы стремимся жить, как Господь велит, но у Авраама был не только Исаак, его законный наследник, но и Измаил, который был сыном рабыни. Мы сами себе напоминаем, что слышала душа об Измаиле, который был изгнан, хотя он был сын Авраама.
Смотри, «виждь, да не како подобно что постраждеши», то есть да не с тобой что-нибудь подобное случится. А за что? Да потому что ты живешь сладострастно, «ласкосердствующи». Ты ходишь по путям твоего сердца, которое тянет тебя на грех. С тобой может что-то подобное случиться. Смотри внимательно, душа.
«Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя», то есть будь внимательной, трезво смотри на жизнь, на вещи. Слышала об Измаиле, который был изгнан как рабынино отрождение, как сын рабыни. Он тоже был наследником Авраама, а вот как получилось. Как бы и с тобой что-нибудь этакое не произошло.
«Агаре древле душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением, и рождши новаго Исмаила, презорство».
Я уподобился Агари древней, которая была египтянкой и рабыней Сары. Душа моя добровольно себя в рабство отдала греху и стала подобна этой египтянке. «Поработившися произволением», то есть добровольно подчинив себя греху и став рабой греха.
И «рождшая новаго Исмала, презорство». Презорство ― это дерзость. Сара видела, что Измаил насмехался, на всё это глядя, дерзко ухмылялся. Вот эту дерзость она не стерпела, и ты, душа моя, родила этого нового Измаила, дерзость.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.