Психолог должен постоянно совершенствоваться и повышать квалификацию, иначе его собственные знания и рабочие подходы очень быстро теряют актуальность. Я работаю в основном в модальности гештальт-терапии и позитивной психотерапии, и потому постоянно обучаюсь в этих направлениях.
Сегодня покажу серию уроков по гештальту, которые удалось посетить в самом недавнем времени.
1. Панические атаки в гештальте.
Паническая атака – внезапный приступ очень интенсивного страха, сопровождающийся активным сердцебиением, дрожью, чувством необъяснимого ужаса, одышкой, онемением и ощущением, что произойдёт что-то страшное. Симптомы могут быть похожи на гипертонический криз или на ПТСР, но без привязки к событиям из прошлого.
В работе с ПА психолог подробно объясняет клиенту, что с ним происходит, обучает качественному контролю над симптомами, помогает найти источник симптомов и осознать его.
В гештальт-терапии мы выделяем этот источник (или источникИ) и собираем ситуацию так, чтобы клиент смог прояснить для себя главное: о чём говорит ему ПА, и как проживать этот опыт.
Техники качественной самоподдержки и осознания истинных причин ПА приводят в итоге к уменьшению и полному затуханию панических эпизодов.
2. Феноменологический подход в гештальт-терапии.
Феноменологический подход – это не просто определённая техника, но и особенное отношение психолога к клиенту. С клиентом необходимо работать с очищенным любопытством, как дети смотрят на мир в первый раз, без предрассудков.
Здесь у психолога не может быть другой цели, кроме исследования личного опыта и внутреннего мира клиента.
Важно обращать внимание человека на осознание им собственных психологических процессов и тех выборов, которые он совершает.
Мы концентрируемся на «здесь и теперь» и говорим о том, что происходит в настоящий момент, что помогает установить и прожить контакт – основу терапевтического процесса.
Феноменологический подход раскрывает потенциал человека, скрытый или заблокированный по самым разным причинам (страх, травма, чувство вины); учит пребывать в контакте с собой и миром; позволяет отыскать и разрешить незавершенные негативные случаи и установки.
Такой подход учитывает уникальность и целостность каждой отдельной личности, а также её взаимодействия с окружающим миром.
Он способствует развитию самопознания, самопринятия, самовыражения и самореализации.
3. Гештальт-терапия в работе с тревогой и стрессом.
Тревога в гештальт-психологии понимается как прерывание цикла контакта между человеком и средой. Окей, это умные слова из учебника, а что на практике?
А на практике это ощущение беспокойства, переживаний, предчувствий, что обязательно случится что-то плохое без видимой причины. Человек в тревоге теряет ощущение целостности, «самости» и самоосознания; а это в свою очередь приводит к неспособности эффективно взаимодействовать как с внешним миром, так и со своим собственным внутренним. Причин такого состояния может быть множество: страх, вина, стыд, гнев, давление общества или отдельного человека, нахождение в состоянии конфликта с людьми или с собой, запреты, презрение, неприятие, и так далее. Особенно часто на первый взгляд «беспричинная» тревога идёт в комплекте с тяжелыми, токсичными, абьюзивными отношениями.
Выход же из тревоги кроется в нахождении внутреннего стержня, осознание себя как целостной личности, осознание и присвоение собственной тревожности, мобилизацию энергии и направление её на разрешение незавершенных ситуаций. А затем – открытие новых гештальтов.
Которые будут лучше прежних. :)
О практических способах работы с тревогой в гештальт-терапии хочу рассказать в следующих статьях. Или в видео. Уверена, что будет полезно!