В этом году случается главная новость для автолюбителей Советского Союза, ВАЗ начинает продавать машины "Жигули". Конечно, самые блатные граждане смогли познакомиться с ними годом раньше, когда завод ВАЗ заработал и выпустил первые 20 тысяч "Жигулей". Но в широкие массы трудящихся "Жигуль" пошел именно в 1971 году, когда машин выпустили 170 тысяч.
У власти молодой Брежнев, и вместе с Косыгиным он проводит реформы повлекшие рост зарплат. У граждан появляются излишки денег на руках, первые из них начинают покупать недоступные прежде личные автомобили. Тут-то и появляются машины ВАЗ, обреченные стать бестселлером.
Все начинается по - итальянски. Автозавод строят в Тольятти, город назван в честь вождя коммунистов Италии. Первые "Жигули" ВАЗ 2101 или как прозвали в народе - "копейка", это итальянский Фиат 1967 года, производимый по лицензии.
Копейки 1971 года это иномарки - на деталях стоит логотип Fiat, Bakony и Weber, на стеклоочистителях Marelli, а радиоприемник Videoton из Венгрии. Через пару лет ВАЗ начнет производить все сам, создав сеть заводов по производству комплектующих для самого себя.
«Копейка» — бабушка автомобильной семьи. Потом выйдет дочь "двушка" ВАЗ-2102, пятидверный универсал сын, и стильная внучка "трешка", блистающая на солнце хромом. До производства ВАЗ 2107 все машины это по сути всё та же копейка, только с разными двигателями, фарами и отделкой. Граждане, не знавшие прежде такого разнообразия, собираются в кружках и спорят, какая лучше.
Каждый год ВАЗ увеличивает производство "Жигулей", эта марка авто предназначена для богатого советского класса, она престижней "Запорожца" пенсионеров, "Москвича" учителей и не дотягивает до "Волги". "Жигули" - это полковники, ученые, рабочие - кранодеревщики, богатые врачи, коммунисты на уровне горкома, и фарцовщики. Все те, кто получает в 2 раза больше средней зарплаты по стране.
В 1971-1974 году "Жигули" можно купить свободно, пока дальнейших рост накоплений граждан СССР не привел к тому, что 5-6 тысяч рублей цены ВАЗа перестали быть нереальной суммой. С этого момента на "Жигули" приходилось вставать в очередь на 4-5 лет.
Личные "Жигули" миллионами штук наполнили советские дороги, теперь население стало ездить не только на поездах и автобусах. И все меньше граждан косятся на автомобили как на инопланетян. "Жигули" стали стандартом зажиточной семьи, как чешская люстра или немецкий мебельный гарнитур.
Машину в СССР покупают на век и передают детям в качестве наследства. Отсюда и особое отношение к автомобилю - культовую вещь украшали как ребеночка - оплетка руля, коврик на сиденьях, висюльки на стекле и футбольный мяч на заднем стекле. А мыли "Жигули" как первенца, всей семьей.
Владение автомобилем омрачает отстающий сервис - гаражей нет, запчасти такой же дефицит, как и машина, а ремонтные сервисы - редкий зверь, где тоже надо стоять в очереди. Поэтому многие автолюбители осваивают профессию слесаря и чинят "Жигули" прямо во дворе хрущевки.
"Жигули" настолько удачная машина, что ее поставляют не только в социалистические страны Восточной Европы, Кубы, Африки. Но и за доллары покупает советский ВАЗ загнивающий буржуй Запада, ибо дешево и сердито. Машины на экспорт собираются на отдельном конвейере из отборных деталей и отделки.
Экспортные "Жигули" качественней, не гниют, комфортней, и реже ломаются. На канадские "Жигули" ставили автоматическую коробку передач! Поэтому за серебряной плашкой "export" многие в стране гоняются.
Правда за границу автомобили ВАЗА продаются под названием Lada, ибо слово "Жигули" на английском звучит как "жиголо", то есть бабник! О чем и говорит реклама в США 1978 года на картинке выше.
еще про 1971 год: