Найти тему

Величие и бюрократия - история легендарных Жигулей

Оглавление

На моём канале, вы уже успели узнать самые громкие истории некоторых легендарных марок:

Фольксваген и Порше

Форд и паровые автомобили

Мерседес

Однако, в наше время, эти машины достать весьма проблематично, и на их смену выходит российский автопром. Этой статьей я запускаю серию историй, касательно российских автомобилей. И первым, вы узнаете про легендарные Жигули.

Вперёд в прошлое

К 1960-му году, в СССР уже вовсю производились автомобили. Наиболее старым и известным производителем автомобилей стал Горьковский Автомобильный Завод, он же - ГАЗ.

В 1929-м году, между компанией Ford и СССР был заключён договор, по факту которого компания оказывает помощь в постройке первого советского завода и налаживает там производство автомобилей. В качестве первой модели были выбраны: Седан Ford A и пикап Ford AA. У нас же они назывались весьма оригинально: ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

Газ А
Газ А

Газ АА
Газ АА

С течением времени, технологии менялись и значительно улучшались, и старые модели ГАЗ-а канули в лету, а на смену им пришла ГАЗ-20М, которую многие знают под другим названием - Победа. Название было выбрано не случайно, ведь за год до появления автомобиля, в 1945-м году, 9-го мая СССР воздвиг флаг над немецким Рейхстагом, что означало окончание Великой Отечественной войны. Первые образцы автомобиля были представлены 19 июня 1945-го года, с экономичным четырёхцилиндровым двигателем. Машина была представлена лично Иосифу Сталину, который утвердил название «Победа»

Газ-20 Победа
Газ-20 Победа

Преемником победы стала уже легендарная ГАЗ-21 Волга. Первый передовой образец был подготовлен в 1954-м году. Автомобиль представлял улучшенную модель ГАЗ-20, с тем же рядным 4-х цилиндровым мотором, однако поговаривали, что для властей и КГБ устанавливали специальный, восьмицилиндровый V-образный двигатель.

Стоит также сказать, что прототипом что для Победы, что для Волги стали автомобили Ford-а. Для ГАЗ-21 прототипом стал Ford Mainline, а для Победы прототипом послужил Ford V8.

Газ-21 волга
Газ-21 волга

Подробнее про автомобили ГАЗ и их культовый статус я расскажу в другой раз. Сейчас же, такой небольшой контекст был накинут для следующего:

Автомобили ГАЗ были весьма дорогими для народа. Их ценник варьировался от 6000 до 9500 тысяч рублей. Со средней зарплатой в 115-140 рублей, методом нехилых вычислений получаем, что если за месяц советский гражданин получает около 120 рублей, то на машину марки ГАЗ ему пришлось копить-бы от 6-х до 9-и лет. И это при самом благоприятном исходе. Добавляем к этому уравнению дефицит продуктов, которые к тому же выдавались по карточкам и получаем то, что денег у народа было ОТНОСИТЕЛЬНО достаточно, а тратить их было не на что. Вместо дорогих автомобилей, советские граждане покупали нечто более дешевое и куда более полезное. Например, швейные машинки или фотоаппараты.

Правительство начинает действовать.

Коммунистическая партия прекрасно осознавала тот факт, что в свободном обороте у граждан находилось значительное количество денег, которые просто лежали и никуда не тратились. Такая ситуация была не в выгоду экономике, поэтому было принято решение, что с этой ситуацией надо что-то делать. Нужен был автомобиль, которые граждане смогут себе позволить и будут активно его покупать.

Для тестов было выбрано несколько автомобилей разных марок:

Американский Ford Taunus 12M, французский Peugeot 204 и Renault 16, а также итальянский Fiat 124.

Fiat 124
Fiat 124

По результатам тестов, Форд и Пежо были отброшены сразу, либо из-за политических причин, либо из-за дороговизны производства. А может, и из-за того, и из-за другого.

По итогу, выбор встал между переднеприводным французским Renault 16 и заднеприводным итальянским Fiat 124. Аргументов за и против с обеих сторон было предостаточно, но тут в дело вмешалась политика. В Италии было очень сильное коммунистическое движение, а советский союз очень радужно приветствовал подобные партии, поэтому в качестве автомобиля выбрали Fiat. 16 августа 1966-го года, в Москве было подписано соглашение между Fiat и внешторгом, о научно-техническом сотрудничестве, и работа закипела.

Италия выдает СССР кредит на сумму в 300 миллионов долларов, на запуск производства и постройку завода.

Воздвигать завод было решено на берегу реки Волги, за что он и получил свое название: Волжский автомобилестроительный завод.

Возведение завода АвтоВАЗ
Возведение завода АвтоВАЗ

Стройка была грандиозной и освещалась во всех газетах. Завод был огромным и был обязан производить около 2000 автомобилей в день.

Добро пожаловать в Российскую действительность.

Параллельно с производством завода, продолжали испытания Fiat 124, который гоняли практически везде, где только можно. По итогу, выявились значительные недостатки. Спустя 5 тысяч километров по грунтовым и не только дорогам, автомобиль натурально разваливался. Подвеска отрывалась с корнями, задние дисковые тормоза быстро засорялись и выходили из строя, двигатель взрывался из-за не самого качественного масла и бензина, а кузов... Про это лучше вообще не говорить. Кузов натурально рвало на части. Требовались значительные доработки в конструкции. По договору, этоь процесс ложился на плечи итальянской стороны.

Итальянцы, видя то, в каких условиях гоняют их машины были, мягко говоря, в перманентном шоке. Но делать нечего. Заключили договор - значит надо работать.

По итогу, после десятка других споров и упираний, итальянская сторона всё-таки решила довести до ума свою модель. Двигатель заменили на более надёжный, усилили рычаги подвески, а также увеличили дорожный просвет, а на смену передовым дисковым тормозам пришли более старые, но надёжные барабанные. Также более жёстким сделали кузов и добавили возможность заводить машину вручную, с кривого стартера - на случай, если отключится аккумулятор. В общей сумме, внесено было порядка 800 правок, прежде чем СССР одобрил конструкцию.

Завод был построен в рекордный срок - всего за 3 года, и автомобиль уже собирались выпускать, да только ребром встал вопрос названия: Под брендом Fiat производить автомобиль не патриотично. Тогда, на смену круглому логотипу пришел прямоугольный. В его очертаниях угадывалась казацкая ладья с надутым парусом. А вот с названием было туго.

Логотип АвтоВАЗа того времени.
Логотип АвтоВАЗа того времени.

Завод закончили строить в 1970-и году, к годовщине Ленина. Поэтому названия были соответствующие: ВИЛ-100. (Что-то в духе 100 лет Владимиру Ильичу Ленину)

Некоторые названия были куда более смешные. Например, Десина - Детище советско-итальянских народов, а также Росита, Пато, Советаль, Татарин... Продолжать можно до бесконечности. Однако, лидером по названию стали Жигули. Название было выбрано благодаря Жигулёвским горам - возвышенности на правом берегу Волги, недалеко от Тольятти, где и стоял автомобильный завод.

Жигуль встаёт на конвейер.

-8

19 апреля 1970-го года, с конвейера сходит первый ВАЗ 2101. Машина стала настоящим открытием для жителей страны. Легендарная иномарка, которая была удостоена звания «Европейский автомобиль года» производится здесь, у нас. На фоне конкурентов, коими были автомобили АЗЛК и ГАЗ, Жигули представлял собой сочетание комфорта и относительной мощности: Большой современный кожаный салон, надёжный двигатель, барабанные тормоза, а главное - комфортная подвеска. Цена за ваз-2101 была куда меньше, чем на Волгу - всего 5600 советских рублей. По-началу, люди побаивались автомобиля, в основном из-за того, что на нём стояли импортные итальянские запчасти, которые казались для советского обывателя чем-то сложным. И если эта деталь сломается, то починить будет негде.

Однако, сев за руль, народ признавал, что автомобиль куда более комфортен в управлении и более технологичен, чем Москвич-412.

Выпуск жигулей в продажи поспособствовал тому, что вся страна в целом начала улучшаться - было налажено производство качественного масла.

Старые, диагональные и ненадёжные шины уступили более современным радиальным, а по всей стране в огромных масштабах стали строить автосервисы, которые к тому моменту было пересчитать по пальцам.

В эти же моменты, завод стал работать на полную мощность, и производил порядке 600 тысяч автомобилей в год.

ВАЗ-2101 для советского народа стал как Ford Mustang для жителей Америки. О нём мечтали, его хотели, а самое главное - его покупали.

Автомобильный поток того времени. Большая часть - Ваз 2101.
Автомобильный поток того времени. Большая часть - Ваз 2101.

Через год после запуска 2101, завод выпускает ВАЗ-2102, в кузове универсал. Идеальный для семьи и поездок за город, а ещё через год была выпущена модель ВАЗ-2103 - люксовая комплектация, оснащённая ещё более технологичным дизайном и красивым кузовом. К моменту выхода ВАЗ-2103, на конвейере уже стояла легендарная ГАЗ-24, но она уступала ВАЗ-у по стоимости. Волга стоила 10 с лишним тысяч, а вот Жигули - всего 7500.

Ваз-2103
Ваз-2103

В 1976-м году, наплевав на очерёдность выпускают ещё более престижную ВАЗ-2106. От «Тройки» она отличалась куда более большей шумоизоляцией, креслами с подголовником и немного изменённой приборной панелью, а также самым мощным двигателем на 75 лошадиных сил.

Ваз-2106.
Ваз-2106.

Спросите, а куда делись 2104 и 2105? Они появятся позже, лишь в 80-ых. Эти автомобили производились с целью максимально минимизировать производство и сделать машины куда более доступными. По своим очертаниям, они больше напоминали ВАЗ 2107, которая появилась также в 80-ых годах.

Реклама Ваз-2107.
Реклама Ваз-2107.

Появление 2107 стало настоящим фурором. Большие прямоугольные фары, ещё более мощный двигатель, а самое главное - решётка радиатора, которая чем-то напоминала Мерседес. Семёрка считалась самой престижной и люксовой моделью, и цена на неё была соответствующая - 9 с лишним тысяч рублей.

Добро пожаловать... В СОВЕТСКУЮ реальность.

Какими-бы великолепными не были автомобили, и как-бы сильно их не хотели, никакой советский гражданин не мог просто так взять и придти в автосалон. Как бы сказал Леонид Каневский:

Чтобы приобрести Жигули, советскому человеку пришлось-бы пройти через все круги бюрократического ада.

Сначала писалось заявление в профсоюз, где его очень пристально, чуть ли не под лупой рассматривали и принимали решение - достоин ли человек купить её, или нет.

Даже если заявление одобряли, купить машину всё ещё было нельзя - нужно было отстоять очередь. А очередь... Была огромной. Люди могли стоять от 3-х до 10 лет в надежде купить заветный Жигуль.

Однако, когда звёзды наконец сложились, автолюбителю в почтовый ящик приходило следующее уведомление:

«Уважаемый товарищ такой-то, вы приглашаетесь такого-то числа на покупку автомобиля ВАЗ 2106 по стоимости в 7600 рублей. Продажа проводится ежедневно с 8 до 14 часов, воскресенье - выходной»

Но когда все процедуры были пройдены, гражданин был самым счастливым человеком.

Подобная бюрократическая волокита даже привела к тому, что президент Рональд Рейган высмеял это в одной из своих речей:

«Советский гражданин приходит покупать машину. Платит деньги, ему говорят: Отлично, приходите через 10 лет. Гражданин спрашивает: Утром или вечером? А ему говорят: какая разница? Это будет через 10 лет.»

Однако, всё могло пойти наперекосяк уже к моменту покупки. Неожиданно, но автомобилей тоже на всех не хватало, поэтому порой, они продавались за двойную, а то и тройную цену.

В чём же причина такого дефицита? Все просто. Больше половины транспорта отправлялось зарубеж, под названием LADA. И причем не только в дружественные страны, но и в капиталистические, и оснащались они куда более технологично - моторы на 110 лошадей, более красивые диски и противотуманки. А самое главное - цена. Автомобили зарубежом стоили вдвое, а то и втрое дешевле, чем на родине.

Экспортная Lada 1600
Экспортная Lada 1600

Ещё больший «прикол» ждал людей, которые смогли купить автомобиль. Представьте ситуацию - у вас есть мастерские, куда вы регулярно завозите свою машину на техосмотр. Но вдруг, случается неожиданное, и двигатель автомобиля выплёвывает мотор. Вас доводят до автосервиса, а там вам заявляют: «Извините, товарищ, деталей нет. Приходите в другой раз»

Да. Страх советских людей в том, что машины будут дорогими в обслуживании всё-таки сбывался. Даже если и найти запчасти - они стоили столько же, сколько и машина. Очень дорого.

Куда же они девались? Туда же, куда и 90% автомобилей - зарубеж.

Однако, всё когда-нибудь заканчивается, и подобная политика завершилась в 1991-м году, когда распался СССР.

Битва за завод.

После распада и с приходом лихих 90-ых, завод АвтоВАЗА был в не самом лучшем положении. К тому моменту уже производилась ваз 2109, она же лада спутник. И на ней, в основном, разъезжали бандиты и преступники, которые не могли позволить себе более крутые автомобили.

Почему я затронул тему бандитов? Все просто. После распада СССР, за завод началась натуральная война. Огромное количество мелких и крупных банд были втянуты в противостояние, которое в своей сумме унесло жизни свыше 500 человек, как бандитов, так и полицейских. Но благо, завод не попал под крышевание криминальных элементов.

Результат перестрелки. Ваз 2110, практически полностью изрешечён пулями.
Результат перестрелки. Ваз 2110, практически полностью изрешечён пулями.

Культовый статус.

Сейчас, автоВАЗ занимает ведущую роль в производстве автомобилей. Современный модельный ряд от части напоминает автомобили марки Renault, поскольку, не изменяя традициям, завод продолжал сотрудничество с французами, вплодь до их ухода, в 2022-м.

Сейчас, классические модели обрели статус культовых. Они используются как в дрифт-соревнованиях, так и кольцевых гонках. А всё из-за их дешевизны и их расположенности к тюнингу.

Дрифт версия Ваз 2107
Дрифт версия Ваз 2107

Благодарю вас за внимание. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить следующую часть историй российского автопрома.

Авто
5,66 млн интересуются