Найти в Дзене

Болид, который хотел летать - полёты Mercedes CLR на Ле-Манне 99-го года.

Оглавление

Победа в 24 часах Ле-Мана считается самым престижным достижением для автоконцерна. Ещё бы, если автомобиль не сломался за всю гонку и приехал первым, то это демонстрирует высшее качество сборки и деталей, что положительно влияет на продажи. Но порой, в погоне за лидерством, автоконцерны забывают про некоторые аспекты, что приводит к катастрофическим последствиям. Одни из таких – полёты болидов Mercedes-Benz CLR, на сезоне 1999-го года.

Краткий экскурс в историю.

Основателем компании Benz считается Карл Бенц, который 1 октября 1883-го года основал Benz & Cie. Спустя 7 лет, в 1890-м году, Готлиб Даймлер основал компанию Daimler-Motoren-Gesselschaft. Обе компании развивались самостоятельно, пока в 1926-м году, из-за гиперинфляции в Германии, Benz & Cie обанкротился и был поглощён компанией Daimler, по итогу сформировавшись в Daimler-Benz.

Карл Бенц
Карл Бенц

Параллельно с этими событиями, в этой компании работает Фердинанд Порше, о котором я рассказывал в предыдущей статье. Именно он сконструировал Mercedes-Benz S, который в следующем году, на Гран-При Нюрбургринга принесёт компании все три подиумных места.

Те самые мерседесы.
Те самые мерседесы.

После подобного успеха, компания Мерседес стала заниматься разработкой автомобилей на полную катушку. В 1933-м годду, был создан Mercedes-Benz 380, обладавший 3.8 литровым мотором с мощностью в 140 лошадей. На тот момент, 140 лошадей считалось как 580 лошадей сегодня.

В 1937-м году, к Мерседесу приходит человек, по имени Бела Барени. Именно он предложит концепт первого автомобиля с зонами для деформации, чтобы сделать их пусть и менее прочными, но зато более безопасными и выдерживающими огромные нагрузки. Но свою задумку Барени до ума не довёл, поскольку в 1939-м году, Германия, напав на Польшу, развязывает вторую мировую войну.

За время войны, концерн выпускал в основном грузовики и лёгкие автомобили. Но это не спасло их от тотального разрушения. Бомбардировка в сентябре 1944-го года привела к тому, что фактически весь завод был уничтожен. Когда в 45-м году, наконец подсчитали общий масштаб разрушений, совет директоров заявил, что их компания, фактически, уже не существует.

Процесс восстановления завода.
Процесс восстановления завода.

Послевоенные годы

На послевоенное восстановление потребовалось значительное время, которое было начато в 1946-м году. На удивление, Европейский автоспорт восстановился весьма быстро, и по дорогам уже вовсю гоняли легендарные Жуки. А в 1949-м году, впервые после 10-и летнего перерыва начали проводиться гонки 24-х часов Ле-Мана. Победивший в первых Гран-При Мерседес жаждал победы. И в 1952-м году, Mercedes-Benz W194 разгромил всех конкурентов на своём пути. Именно благодаря этому гоночному автомобилю, Мерседес изобрёл легендарный 300SL W198, первый автомобиль с дверьми-чайками.

Жажда победы привела к тому, что компания создала две версии гоночных автомобилей W196, которые обладали как закрытыми, так и открытыми колёсами, для абсолютно разных гонок. Закрытые подходили для длинных и скоростных трасс, а открытые колёса подходили для всех остальных гонок.

Катастрофа на Ле-Мане.

Переносимся на несколько лет вперёд, и попадаем в 1955-ый год. Мерседес создал новую и улучшенную версию известного 300SL – Mercedes-Benz 300 SLR. Новый автомобиль был создан из сверхлёгкого магния, уменьшив вес и улучшив его аэродинамику. Но главная проблема крылась в колёсах автомобиля. Вместо передовых, дисковых тормозов, в автомобиль установили традиционные, барабанные. Дабы компенсировать недостаточные тормоза, инженеры установили позади аэродинамический тормоз, который при открытии значительно снижал скорость машины. Такая технология обычно применяется в авиации. В дальнейшем, это сыграет свою злую шутку.

11 июня 1955-го года, Mercedes-Benz 300 SLR, с номером 20 гнал на высоких скоростях, след в след за лидером на Jaguar D-Type.

-5

Оба соперника шли в бешеном темпе, подгоняя друг друга всё сильнее и сильнее, словно забыв про то, что они гоняются не на круги, а на время. За эту гонку, они 10 раз обновили рекорд скорости. И в таком порядке они приблизились к круговым. Внезапно, Jaguar замедлился. Водитель вскинул руку и стал смещаться вправо, для заезда на пит-лейн. Ягуар остановился весьма быстро, но из-за этого, он подрезал остальных круговых, что привело к огромной цепной реакции, из-за которой отстающий автомобиль Мерседеса столкнулся с Austni-Healey 100. Произошло столкновение. Серый мерседес взлетел в воздух, подлетев на разбитом автомобиле конкурента, разорвался на куски и обломки обрушились на зрителей.

В общей сумме, погибло свыше 60 зрителей и было ранено порядка 120. После приземления, автомобиль взорвался и загорелся. Пожарные принялись заливать автомобиль водой, но раскалённый кузов, созданный из магния, горел ещё сильнее. Компания Мерседес была в шоке от столь страшной аварии. Они устроили экстренное собрание совета директоров, и было принято решение снять все автомобили с гонки, для безопасности пилотов. По окончанию сезона, Мерседес ушёл из спорта на долгие десятилетия.

Полёты во сне и наяву.

В 93-м году, в гонках появился чемпионат для гоночных версий обычных, дорожных автомобилей. Серия GT1 привлекла внимание Порше, который разработал Porsche911 GT1. Однако, необходима была дорожная версия для участия в этом самом чемпионате. И Porsche создал прототип. Машина есть? Есть. Значит всё легально. На тот момент, в правилах было прописано, что гоночная машина должна была быть основана на дорожной версии. А существует она, или нет – уже никого не волновало.

Мерседес посмотрел на это, усмехнулся и создал Mercedes-Benz CLK GTR. И с этого момента, Мерседес вновь начал доминировать в гонках.

В 1997-м году, чемпионат перешёл под контроль международной автомобильной ассоциации, и получил новое название – FIA GT. И вновь, Мерседес доминировал в обеих чемпионатах и выиграли все 10 гонок в чемпионате 1998-го года. Однако, Ле-Манн остался за Porsche.

FIA такое положение дел не устраивало, и поэтому они по-тихому свернули программу GT1 и GT2. Зато внесли поблажки в чемпионат 24-х часов Ле-Манна. После победы, Porsche ушёл из 24-х часов, а вот Mercedes остался и начал разрабатывать свой гоночный болид. Таким образом был создан тот самый Mercedes-Benz CLR.

Тот самый CLR, болид который хотел летать.
Тот самый CLR, болид который хотел летать.

Длинная и мощная машина с мягкой подвеской, которая обладала просто великолепной аэродинамикой. Но для гонки, проложенной по дорожным участкам этого было недостаточно, и машина регулярно тряслась из-за кочек. Всё это привело к тому, что в период квалификации, пилот Марк Уэббер сломал заднюю подвеску, что привело к отставанию от лидера. Инженеры стали пытаться выжать максимум скорости из машины, чтобы занять подиум, но много сделать не могли. Поэтому, им пришлось пожертвовать прижимной силой, что и сыграет злую шутку в следующем этапе квалификации.

На скорости свыше 300 километров в час, Мерседес отрывается от земли, делает 3 переворота и разбивается. К сожалению, авария не попала в объектив камер, поэтому никто в это не поверил. Уэббера допустили до гонки, а машину собрали по кусочкам.

На следующий день, был дан старт гонке. Пилот Мерседеса гнал на максимум, и на одной из прямых, случилось то же самое, что на квалификации. Мерседес взлетел в воздух, но на этот раз приземлился на крышу. Команда видела события, однако отказалась снимать оставшиеся машины с чемпионата. Инженеры добавили прижимной силы и заверили, что всё будет в порядке. Но на 75-м круге гонки взлетел ещё один мерседес, сделал перевороты и приземлился прямо на лес.

Оставшаяся на гонке машина в этот момент тут же была отозвана в боксы, и мерседес полностью снялся с гонок. Сразу после этого, компания запаковала чемоданы и уехала с чемпионата. Возможно, на этот раз навсегда.

Полёты Мерседеса привели к изменениям регламента в Ле-Манне, а в 2020-м году, прототипы и вовсе перестали выпускать на трассу. Сама же команда не понесла никакого наказания. Возможно, всё из-за того, что, не смотря на автокатастрофу, пилоты остались невредимы.
Причина, по которой болиды взлетели крылась в приподнятом носе автомобиля. Да, от этого он получал значительную прибавку к аэродинамике, но от этого терялась прижимная сила, и воздух банально не попадал на заднюю часть, оставляя её в своего рода зоне турбулентности. Добавить к этому воздушный мешок, в который попадали автомобили, идущие друг за другом, скорость свыше 250 километров в час, и мы получаем первую в мире машину-самолёт.

Народ, а почему в моём мерседесе есть режим полёта?
Народ, а почему в моём мерседесе есть режим полёта?

По итогу, Мерседес ушёл из гонок Ле-Манна, но полностью сконцентрировался на гонках Формулы-1, где и доминирует по сей день.

Благодарю за ваше внимание, буду рад вашей подписке на мой канал - https://dzen.ru/studentadevnture, лайку и комментарию. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить ещё более безумные, интересные и до чёртиков интригующие истории.