Мечта была красива – реальность оказалась сурова. Вспоминаем автомобиль «Делориан», чья история начиналась как American dream, а закончилась немыслимым провалом, судебными разбирательствами, банкротством и полным посмертным величием.
Личность создателя
«Делориан» – это имя, которое стало символом амбиций американской автомобильной индустрии, а шире – сверкающих, танцующих диско 80-х.
Бренд перспективных спорткаров получил имя Джона Делориана, американского инженера, бизнесмена, визионера и плейбоя. В 1970-е годы, на которые пришелся пик его популярности, он был такой же звездой мировой индустрии, как сейчас Илон Маск или покойный Стив Джобс.
Джон Делориан родился в Детройте в 1925 году в семье румынских иммигрантов. Он начал свою карьеру в автомобильной индустрии в Chrysler, затем перешел в Packard, и, в конце концов, дорос до поста вице-президента General Motors. Его годовая зарплата составляла 650 тыс. долларов – сумасшедшие деньги по тем временам.
За годы работы в разных корпорациях молодой и амбициозный инженер заслужил славу талантливого изобретателя. Во время работы в Pontiac, например, он создал и запатентовал поворотный сигнал, шарнирные «дворники», резиновый бампер и многое другое. Всего Делориан за свою карьеру получил более 200 патентов.
Живое воплощение «Американской мечты», не так ли? Однако его амбиции не ограничивались этим, и в 1975 году он основал свою собственную компанию – DeLorean Motor Company.
Ирония судьбы, но его собственное детище оказалось не столь успешно, как его предыдущие работодатели. Фирма Делореана, DMC, известна благодаря своей единственной и абсолютно провальной модели – спортивному авто DeLorean DMC-121. Это был единственный проект, который компания разработала, довела до ума и выпустила до своего бесславного банкротства.
Также читайте: Гиперкары бьют рекорды! Топ-10 самых быстрых машин в мире
Технические особенности конструкции DMC Delorean
DMC 12, также известный как DMC Delorean, был типичным для той эпохи спортивным автомобилем.
Для создания DMC-12 был нанят итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро, который работал с Lotus, Ferrari и Alfa Romeo. Тот использовал концепцию, которую ранее разработал для Porsche. С его подачи автомобиль получил стальной клиновидный кузов и двери типа «крыло чайки». Они были не только красивыми, но и, по утверждениям Делореана, безопаснее многих других решений.
Как и многие другие спорткары тех лет, у «Делориан» машина оснащалась мотором V6 объемом 2 849 см³ и мощностью 150 лошадиных сил. На купе устанавливали как механическую пятиступенчатую, так и автоматическую трехступенчатую трансмиссию.
Дизайн авто вряд ли стоит описывать – вы все его видели:
- низкий, отполированный до зеркального блеска клиновидный кузов;
- расположенный позади кабины водителя силовой агрегат;
- двери типа «крылья чайки»;
- задние колеса большего диаметра.
Ничего выдающегося по тем временам. В эпоху, когда гремели Porsche и Ferrari, когда нувориши стояли в очереди за Lamborghini Countach, предлагать такой набор было сродни дурному тону. Но, кроме этого, оно и поехало все в итоге не очень…
Также читайте: Роскошно жить не запретишь! Топ-7 самых дорогих машин в мире
Рыночные «успехи» модели
DMC 12 Delorean пробыл на конвейере сравнительно недолго – в период с 1981 по 1983 год. Но даже в течение такого короткого срока выпуска часть деталей автомобиля успели подвергнуться модернизации (капот, колеса и интерьер).
До завершения производства в 1983 году было выпущено около 9 000 экземпляров DMC-12, из которых почти 8 000 сохранились до наших дней. Несмотря на свой броский, во многом уникальный дизайн и инновационные технологии, автомобиль «Делориан» столкнулся с рядом проблем, которые в конечном итоге привели к закрытию DeLorean Motor Company.
Что за трудности? О, это тема нескольких книг и полнометражных фильмов. Во-первых, покупатели модели столкнулись с многочисленными техническими проблемами. Несмотря на уникальный дизайн и кажущуюся технологичность, DMC 12 не соответствовал ожиданиям потребителей по части производительности и надежности. Ехал, иными словами, не так быстро и выразительно, как выглядел в статике.
Во-вторых, «гениальный инженер» не равно «талантливый коммерсант». Ушедший в свободное плаванье без поддержки корпоративной махины вроде General Motors, Делореан не смог выстроить финансово устойчивую структуру. Его собственная компания примерно сразу столкнулась с проблемами с деньгами – и это несмотря на значительные внешние инвестиции. Всю свою недолгую историю DMC испытывала трудности с обеспечением прибыльности. Как в наши дни испытывает трудности другой визионер – Генри Фискер, чья компания уже раз банкротилась и готовится обанкротиться снова. В истории этих двух автомобилестроителей-визионеров вообще много пересечений. Кроме, пока что главного.
Окончательно добил DeLorean скандал с наркотиками.
Создатель DMC 12 получил обвинения в покушении на сбыт наркотических веществ. В качестве доказательств приводились, в частности, кадры скрытой съемки, на которых бизнесмен и плейбой обсуждает с наркоторговцами грядущую сделку. Позже его признали невиновным, но спасти DMC-12 не получилось – банки отказывали Делориану в кредитовании, правительство прекратило финансирование.
Все эти факторы в совокупности привели к тому, что DeLorean Motor Company объявили банкротом в 1982 году.
Также читайте: Оставят без штанов! ТОП-5 машин с самым дорогим обслуживанием
Наследие в поп-культуре
DMC – машина, которая обрела широкую известность не своими выдающимися характеристиками (как суперкары Lamborghini) и не своими победами на мировых гоночных треках (как Ferrari и Porsche). Нет. По-настоящему звезда DMC Delorean зажглась после выхода дилогии кинофильмов «Назад в будущее», в котором автомобиль играл роль машины времени. Бешеный кассовый успех картин привел к тому, что DeLorean DMC-12 стал культовым автомобилем и настоящим символом 1980-х годов.
Все последующие десятилетия он не сходит со стикеров жвачек, обложек журналов, постеров и коллажей. Посмотреть на «живые» экземпляры DMC 12 в музеях день за днем выстраиваются очереди. А музеев тех немало: вживую увидеть тот самый автомобиль «Делориан» можно, например, как в германском техническом музее в Зинсхайме, так и в музее автомобильной техники в Верхней Пышме близ Екатеринбурга.
Также DMC 12 – завсегдатай всех смотров-конкурсов автомобильной красоты и участник слетов автомобильных энтузиастов, которые проходят, в частности, перед ежегодным марафоном «24 часа Ле-Мана».
В общем, неудавшийся автомобиль, зато живой памятник самому себе и своей эпохе. Это не тот автомобиль, который можно найти через агрегатор объявлений авто.
Напоминаю, что с промокодом zen вы сможете заказать проверку авто через «Автокод» со скидкой 15%. Отчет покажет залог, угон, ДТП, использование в такси, информацию по ОСАГО, скрутку пробега, арбитражные дела, запреты на регистрацию, неоплаченные штрафы ГИБДД и т. д. Посмотреть пример отчета можно по ссылке. Также у «Автокода» доступна проверка собственника авто на действительность паспорта, банкротство, нахождение в розыске. Посмотреть пример отчета можно здесь.
Ранее на моем канале выходил пост про самые медленные машины в мире. Также я рассказывал, какие китайские седаны можно купить в России и предложил рейтинг лучших моделей на вторичном рынке. А еще я составлял топ-5 гоночных машин.
Подписывайтесь на мой канал в телеграм. Там я выкладываю эксклюзивные кадры со съемок роликов на свой ютуб «Советы автоподборщика», даю полезные советы по подбору авто, рассказываю автомобильные лайфхаки и многое другое.
Напишите в комментариях, как вы относитесь к автомобилю «Делориан»? Нравится ли он вам? Также предлагайте идеи для новых постов.