«ХУДЕТЬ_НЕЛЬЗЯ_ОСТАНОВИТЬСЯ»
Сверхценная идея, связанная с контролем. На первый взгляд кажется, что главная цель человека - «похудеть» или «питаться правильно». Но глубинная идея обычно оказывается такой: «Если я похудею, то буду нравиться окружающим», «Если я буду выглядеть андрогинно, то не стану объектом сексуализации» или «Если я буду питаться определённым образом, то смогу избежать болезней».
В основе любой такой идеи лежит тревога и желание получить максимально возможный контроль над жизнью. Человек глубоко убеждён, что может влиять на других, меняя что-то в себе. Условно говоря, «если я починю себя — то получу желаемое». В мышлении человека с РПП мир работает по определённым правилам, которые гарантируют результат. В основе такой убеждённости — невыносимое чувство небезопасности и непредсказуемости, с которым человек рос. Через такой контроль психика находит способ обрести безопасность, потому что получает какое-то позитивное подкрепление: навязываемые стандарты красоты, чей-то интерес и т. п.
Однако мир устроен куда сложнее, и ничто не даёт нам 100% гарантий. Мы можем заболеть, даже если будем питаться здоровой пищей. Мы можем столкнуться с невзаимностью и отвержением, даже соответствуя неким канонам красоты.
Человеку с РПП очень страшно столкнуться с этим — он не верит, что сможет справиться, если что-то пойдёт не так. И, конечно же, он не может отгоревать утрату безопасности в детстве, продолжая искать способы обрести её так, как он пытался это сделать в прошлом.
Отрицание реальности и неадекватное восприятие себя. Не секрет, что люди с РПП смотрят на себя через кривое зеркало своих убеждений. Они видят себя толстыми, непривлекательными и т. п., даже если окружающие транслируют им иное. Их представление о том, как они выглядят, часто не основано на реальных фактах — например, весе. Человек с РПП может делать вывод, что поправился, просто смотрясь в зеркало — даже если никаких объективных доказательств этому нет. А если показатели и учитываются, то человек даёт им неверную трактовку — например, забывая про колебания веса, особенности процесса пищеварения и т. п. Так, от голодания или употребления в пищу сырых овощей и фруктов (на что нередко налегают худеющие) живот может раздуваться. Однако для обладателя РПП может быть только одно объяснение — через призму его сверхидеи. Также люди с РПП ищут подтверждение своему центральному убеждению — и, конечно же, находят. Они могут отмечать, что, когда худеют, окружающие уделяют им больше внимания и т. д. Однако совершенно забывают о том, что, будучи убеждёнными в собственной привлекательности, сами действуют более активно, проявляют себя — и, соответственно, открыты для позитивной обратной связи. Истина, от которой человек с РПП всеми силами отгораживается, заключается в том, что от его действий и мыслей реальность не меняется. Люди вокруг не меняют отношения, а мир не становится предсказуемей и безопасней. Окружающие живут в иной реальности, где нет таких жёстких правил и запретов и, по-видимому, даже не понимают, через что приходится каждый день проходить обладателю РПП. А самое главное — не понимают необходимости и смысла этого. РПП обрекает человека на изолированное существование в персональном аду искажений.
Иррациональные страхи. Искажённый взгляд на мир и на собственное тело приводит к абсолютно иррациональным страхам. Так, человек с РПП может искренне считать, что съеденный кусочек пиццы увеличит его вес на несколько кг. Или что если он позволит себе съесть дольку шоколада — у него сразу же образуется камень в почках. Здоровому человеку такие умозаключения кажутся просто абсурдными, однако для человека с РПП это реальные опасения. В его представлении цена ошибки крайне высока: если отступишь от правила хоть чуть-чуть — случится катастрофа. Тем, кто лечится от РПП, очень сложно пройти через этап, когда вес и объём тела начинают расти — есть огромный страх, что этот процесс не остановится. Такие люди панически боятся соприкоснуться с реальностью, чтобы проверить обоснованность своих страхов, но именно это и может освободить их от расстройства.
Оценочные суждения. Человек с РПП категоричен: есть только правильная или неправильная еда; тело только худое или толстое. Однозначное «можно» или «нельзя», «хорошо» или «плохо». Он постоянно даёт оценки происходящему с ним — не только когда проходит мимо зеркала, но и когда думает о еде. Всё строго маркируется как допустимое или недопустимое. Как мы помним, тревожный мозг стремится к 100%-ой определённости, и человек с РПП формирует её таким образом: «Я выгляжу худой — я в безопасности», «Я ем брокколи, а бургер не ем — я в безопасности», «Я успел поесть до 18:00 — я в безопасности». Почему важно отходить от оценочных суждений и как это делать — см. в посте www.b17.ru/blog/430659/
Самооценка строится на безупречном следовании правилам. Часто обладатель РПП гордится своим РПП. Он ощущает себя ценным, если ему удаётся неукоснительно следовать заданным правилам. Их нарушение же (в реальности ни на что не влияющее) порождает сильнейшее самобичевание и ощущение собственной ничтожности. Данный пункт особенно характерен для нарциссических и ананкастных личностей.
Иллюзия контроля. Человек с РПП отчаянно стремится взять под контроль свою жизнь, однако контроль, который он якобы приобретает, оказывается фикцией. Во-первых, как было сказано выше, реальность это не меняет. Во-вторых, как правило, у людей с РПП регулярно случаются срывы, которые они тяжело переживают. И, самое важное, в-третьих, человек теряет контроль над своей жизнью — им управляет его болезнь. Он не может позволить себе съесть лишний кусочек, вынужден изнурять себя тренировками или вызывать рвоту, отказываться от определённых продуктов не потому, что это осознанное решение, исходящее из его ценностей, а потому, что он уже НЕ МОЖЕТ не следовать этим правилам. Им управляют его иррациональные страхи, он уже не может остановиться. С этого осознания и начинается путь к выздоровлению.
Человек с РПП убеждён, что его проблема решится, когда он похудеет или если он всегда будет следовать определённым правилам питания. Однако настоящая свобода заключается в том, чтобы избавиться от нездоровой фиксации на еде и своём теле.
Терапия РПП представляет собой постепенный отказ от контроля и шаги навстречу своим иррациональным страхам. О выздоровлении можно говорить тогда, когда все эти искажения проработаны.
Если вы преодолели РПП, расскажите в комментариях, как проявлялось ваше искажённое мышление и что помогло вам изменить его. Это будет полезно прочитать тем, кто сейчас борется с этим недугом.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=VnSpnY4rbfs[/youtube]
Автор: Наталья Малова
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru