Найти тему
Телеканал "78"

Как в Индии: что не так с запретом на встречающих и провожающих в аэропортах?

Оглавление

С 1 сентября в Пулково могут перестать пускать в терминалы тех, кто встречает и провожает пассажиров и не имеет билетов. Как считают в Минтрансе, это позволит повысить уровень безопасности. Эксперты предупреждают о потенциальных проблемах, которыми может обернуться инициатива, и припоминают опыт Индии , где «ноу-хау» воплощено в жизнь, а в залах дежурят автоматчики.

Коллаж 78.ru: freepik.com, пресс-служба аэропорта Пулково, Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com, flaticon.com/Eucalyp
Коллаж 78.ru: freepik.com, пресс-служба аэропорта Пулково, Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com, flaticon.com/Eucalyp

Предъявите билет

Проект постановления правительства РФ, запрещающий присутствовать встречающим и провожающим без билетов, перевозочных документов, пропусков на территориях аэропортов, был подготовлен Минтрансом в феврале 2024 года. Ограничения должны вступить в силу с 1 сентября 2024 года.

Речь идёт о ситуациях, когда вводится третий уровень безопасности, носящий формально временный характер, но регулярно продлеваемый в Пулково, Домодедово и Шереметьево.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Отметим, что в проекте речь идёт именно о недопуске на территорию объекта, но что конкретно под ней понимается и где она начинается и заканчивается, в документе не разъясняется.

Против инициативы уже успели высказаться в РСТ и Общероссийском объединении пассажиров. Там считают, что «ноу-хау» может привести к скоплению людей перед входами и выходами в терминалы, а те, кому нужно пройти, найдут способ приобрести билеты или подделать пропуска. Не в восторге и представители торговли, чьи точки располагаются внутри аэропортов, а прибыль может в итоге упасть на 20—50%.

Разбираемся, чем инициатива может обернуться для Петербурга.

От дверей, до входной рамки или…?

Специалисты в сфере градостроительного проектирования не смогли однозначно ответить на вопрос 78.ru, где конкретно запретят присутствовать встречающим и провожающим в Пулково и что в принципе авторы проекта понимают под термином территория.

Транспортный инженер и автор Telegram–канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов ситуацию готов прокомментировать кратко.

— Скорее всего, речь идёт о запрете доступа в зону транспортной безопасности, грубо говоря, в очереди к помещениям досмотра и за ними. Но это следующее из здравой логики. Необходимо будет смотреть, как ситуация сложится на практике, — отмечает он.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» (лаборатория градопланирования им. Петровича) Илья Резников предполагает, что речь идёт о зоне с первой входной рамки, где предварительно сейчас досматривается багаж.

— Скорее всего, теперь при её пересечении или даже на самом входе будут требовать предъявить билет. А все провожающие и встречающие теперь переместятся на улицу, — рассуждает он.

…или до шлагбаума?

Как вспоминает Илья Резников, в доковидные времена в Петербурге существовал прецедент, когда одно время на территорию порта Морского фасада тоже пускали только при наличии билетов.

— Собственно говоря, по факту там был городской автобус с остановкой вот у этого шлагбаума. То есть, до этой конструкции можно было доехать, но не зайти за само ограждение.
Оградить какой-то стеной всю территорию Пулково и не пускать посторонних тоже на практике невозможно. Если проверять все авто и автобус №39 на въездах и наличие там у пассажиров билетов, там вообще всё встанет. И так-то пробки кошмарные, — констатирует эксперт.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Илья Резников не совсем понимает, как «ноу-хау» в итоге скажется на безопасности. Ведь и в эту толпу около здания может проникнуть преступник. В таком случае урон также будет значительным.

Как вспоминает эксперт, не пускают встречающих и провожающих в Индии, в Афганистане и Сомали. Там в терминалах дежурят автоматчики.

Здесь стоит добавить, что в проекте постановления Минтранса предусматривается …присутствие сотрудников Росгвардии с вооружением, если оно полагается.

Не хватает работников или заботы ради?

На условиях анонимности собеседники предполагают, что, видимо, в аэропортах не хватает персонала, чтобы досмотреть всех и сделать это вовремя. Это может быть также некая попытка решить собственные организационные проблемы за чужой счет.

— Было бы понятно, если бы речь шла о необходимости попросить деньги на дополнительное оборудование. При таком раскладе бенефициарии очевидны. Но мы же имеем дело с запретом, от которого сами аэропорты не выиграют, — отмечают участники рынка.

Как разъясняет заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Петербурге Александр Дмитриев, вступающие в силу изменения с 1 сентября, безусловно, обоснованы и своевременны.

Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

В настоящее время высок уровень террористических угроз, особенно в местах массового скопления людей, поэтому введение временных ограничений на допуск физических лиц на территорию объектов без проездных, перевозочных документов, постоянных или разовых пропусков, вполне, оправдано и правомерно.

— Поскольку предлагаемые меры будут носить краткосрочный и точечный характер, то это не должно существенным образом отразиться на основных показателях аэропортов, таких, как деятельность внутритерминальных предприятий торговли и общественного питания, — уверен Александр Дмитриев.

Своего рода политика?

Владельцы общепита оптимизма Александра Дмитриева отнюдь не разделяют.

Основатель KORNEEV GROUP Иван Корнеев (у компании в «Пулково» в общей доступной сейчас зоне находится точка сети по продажи книг и сувениров «YouПитер», ее крупный объект есть в «Домодедово», имеется и ресторан в аэропорту в Казани) отмечает со 100% уверенностью, что продажи и прибыль точно упадут. Снижение может составить до 30%.

— Тут важно пояснить, что некоторые аэропорты, не буду называть, какие конкретно, в принципе продвигают политику по превращению своих помещений в торговые центры. А малые поселения в целом по России или городские территориальные образования по соседству даже генерируют там дополнительные потоки и трафик.
Например, опять же не буду приводить точные названия, в одном российском аэропорту в допандемийные еще времена открылась крупная кофейная сеть. Местные жители стали даже специально ходить в аэропорт, чтобы посетить это заведение, — делится Иван Корнеев.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Он добавляет, что, естественно, точки в таких инфраструктурных объектах генерируют гораздо больший трафик и прибыль, чем на городских магистралях. Так, по итогам 2023 года «Пулково» принял более 20 млн. пассажиров.

Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский также оценивает потенциальные потери коллег приблизительно в 30%. Правда, точка сети в «Пулково» находится не в самом здании, а на уличной территории.