Итак, я въехал в Вичугу (откуда ехал - можно посмотреть здесь). Цель была попасть на масленичные гулянья. Дорога проходила мимо Воскресенской церкви. Об этом грандиозном храме на канале был рассказ, поэтому повторяться не стану. Все же остановился, что бы сделать несколько кадров. Каждый раз храм открывается по-новому, повторений не случается.
Масленицу в Вичуге отмечают в городском парке. Поэтому сразу туда и направился. Парк разделяется дорогой на две части. В одной части расположен собственно сам городской парк с аттракционами. А во второй половине находится еще одна церковь, и тоже Воскресения. Стоит отметить, что ее вичужане называют Белой церковью, а ту, что выше – Красной. Поскольку приехал рано, и было свободное время, отправился к Белой церкви.
Церковь Воскресения - характерный пример крупного кирпичного приходского храма в русско-византийском стиле. Была освящена епископом Костромским Виссарионом 5 июня по н.ст. 1904 г. Она находится в центральной части бывшего села Бонячки, неподалеку от текстильной фабрики Коноваловых. Была построена по заказу потомственного почетного гражданина купца 1-й гильдии Ивана Александровича Коновалова.
А. И. Коновалов крупный фабрикант был весьма известной личностью своего времени. В 1909 г. он был избран в состав Всероссийского Совета съездов представителей промышленности и торговли, затем активно работал в Московском биржевом комитете в качестве заместителя председателя, а также во Всероссийском обществе фабрикантов хлопчатобумажной промышленности. В 1912 г. Александр Иванович побеждает на выборах в IV Государственную Думу и, будучи ее членом, становится одним из создателей партии прогрессистов, а затем и лидером так называемого Прогрессивного блока. В 1915-1916 г.г. он также является заместителем председателя Центрального Военно-промышленного комитета - организации, которая занималась распределением государственных военных заказов. Сразу же после февральской революции 1917 г. Коновалов вошел в состав Временного Правительства в качестве Министра торговли и промышленности, а с сентября этого же года занимал пост заместителя премьер-министра А.Ф. Керенского. Отмечу, что родоначальником купеческого рода Коноваловых был крепостной крестьянин Петр Кузьмич Коновалов д. Бонячки.
После осмотра храма оставалось еще время, и его потратил на обозрение достопримечательностей в шаговой доступности. Невдалеке бросилось в глаза крупное мозаичное панно с социалистической тематикой, расположенное рядом с фабрикой им В.П. Ногина (бывшая коноваловская).
Она посвящена прославленным ткачихам - Марии Ивановне Виноградовой и Евдокии Викторовне Виноградовой, зачинателям "виноградовского движения" в текстильной отрасли (аналог стахановского движения). Выразительное наследие ушедшей эпохи.
Стела расположена рядом с симпатичным зданием в стиле классицизма.
Я не ошибся. Здание рядом со стелой это действительно ясли для детей рабочих коноваловской фабрики (сейчас торговый центр). Фабрикант не пожалел денег для строительства такого монументального строения. В то время считалось лучшим зданием подобного рода в России. Это штрих к тому, какие кровопийцы были фабриканты - эксплуататоры.
Еще более грандиозная фреска на фасаде трехэтажного дома.
На стеле отражена Гражданская война, Великая Отечественная война, и как триумф социализма - запуск первого спутника. А в центре символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян - эмблема "серп и молот.
Печально, что мозаичная композиция снизу осыпается. Надо бы сберечь это произведение монументального искусства.
А вот как выглядит мозаика вблизи.
Здесь же рядом обращает на себя внимание помпезное здание дворца культуры. И конечно же перед входом стоит памятник Ленину.
Первоначально это был народный дом, построенный в 1914—1915 годах на средства фабрикантов Коноваловых в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Малиновского П.П. Уже в советское время в 1923-1924 годах дворец культуры достраивался по проекту архитектора В.А. Веснина.
Является памятником архитектуры регионального значения. Интересен своими грандиозными размерами, зрительным залом, аналогичным Малому Театру и одним из первых изображений герба СССР.
Захотелось попасть вовнутрь и посмотреть интерьер. Мое внимание сразу привлекла необычная выставка. Здесь был представлен патриотический фото проект «Жена героя».
Не буду пересказывать своими словами, а дам выдержку из первоисточника.
«Героинями патриотического фото проекта стали жёны и дети наших земляков – ивановских военнослужащих, участвующих в специальной военной операции.
Жительницы нашего края – самые мужественные и при этом самые нежные и ранимые, по-настоящему умеющие любить и ждать своих Героев, которые сейчас защищают Родину.
Китель символизирует ответственность, которая ложится на хрупкие женские плечи, и в то же время оберегает, дает защиту и уверенность. Каждый портрет пронизан любовью, верой, твердостью духа и преданностью. Фотографии сопровождаются трогательным письмом участниц фотопроекта.
Выставка открытая - любой желающий может её посетить. Фотовыставка проходит с 06.03 по 30.03.2024 г.»
Пройдемся по фото экспозиции.
Время близилось к полудню к началу масленичных гуляний, и я отправился в парк. Стоит отметить, что Масленица проходит приблизительно одинаково в небольших городах. Меня интересовал в большей степени апофеоз празднества – сжигание Масленицы. Но чучела не обнаружил. Приведу несколько снимков, передающих атмосферу праздника.
Больше всего на празднике понравился музыкальный коллектив милых тётушек из третьего возраста, азартно исполнявших народные песни и частушки. Назвать их бабушками язык не поворачивается.
То, что сжигания Масленицы не удалось увидеть, меня не сильно расстроило. Бывал на многих аналогичных праздниках. Что бы было логическое завершение рассказа о масленичном гулянье, приведу фотографию как весело сжигали чучело Масленицы в Лухе.
На этом повествование о поездке, изложенного в двух частях, можно и завершить.