Найти в Дзене
Мотошкола.ру

Обратная связь

В 2005 году на Токийском мотосалоне был представлен мотоцикл Honda DN-01. На рынке он появился намного позже, только в 2008 году в качестве модели 2009 года. DN-01 (DN означает "Dream New" или "Dream Neo") представлял собой некий гибрид скутера и круизера с автоматической бесступенчатой коробкой передач и необычным дизайном. Он был оснащен дохлым V-образным 680-кубовым двигателем и, что самое главное, автоматической трансмиссией HFT (Human Friendly Transmission), которая предполагала переключение передач без использования сцепления. Этот мотоцикл был ориентирован на комфортную езду и предназначался для городского использования и дальних поездок. У прожженных трубайкеров он вызывал рвотные спазмы, но начинающие мотоциклисты хором восторженно комментировали что наконец-то “не нужно заморачиваться со сцеплением и передачами, сел и поехал”!

DN-01
DN-01

Хотя DN-01 привлек внимание своим дизайном и инновационной технологией, его продажи оказались невысокими, возможно, из-за эргономики, а также высокой цены за лошадиные силы, особенно по сравнению с другими моделями на рынке, ну и, следовательно, из-за недостаточного спроса. Тогда еще большинство мотоциклистов предпочитало традиционные механические коробки передач, а не автоматические. В результате производство этой модели было прекращено в 2010 году. Yamaha FJR1300AE с автоматом и без сцепления была представлена в том же 2005 году, но на Миланском мотосалоне. Она продержалась в производстве намного больше, до 2018-го. Хонда продолжает делать мотоциклы с автоматической коробкой, являясь при этом первой компанией, которая начала этим заниматься аж в 1976 году, представив миру мотоцикл CB750A с коробкой Hondamatic.

В новейшей истории, умы и сердца захватывают все больше и больше электрические транспортные средства, у которых ни коробки передач, ни сцепления от рождения быть не может. Ок, если коробка передач, это необходимое и обоснованное звено между двигателем и колесом, задача которого заключается в том чтобы работать и не мешать, то сцепление дает нам то, что называется обратной связью и тем самым позволяет более тонко чувствовать и дозировать тягу.

Мотоцикл, в отличие от автомобиля, сильнее зависит от связи колес с планетой Земля - держака, и любое его - держака, нарушение на торможении или в повороте чревато падением. Мотоцикл, как известно, в повороте наклоняется и находится в относительном равновесии двух сил: силы тяжести и центробежной силы. Одна из которых стремится его выровнять, а вторая, наоборот уронить. И этот баланс тоже нужно чувствовать очень остро, особенно на низких скоростях, когда более тонкая, благодаря сцеплению, дозировка мощности позволяет маневрировать в стоящем трафике на тяжелом мотоцикле, не опуская позорно шлепанцы на асфальт. Мотоциклисту необходимо это ощущение - чувство обратной связи. Наличие такого тонкого инструмента контроля, как сцепление, в этих условиях играет важную роль.

В 2022 году компания Kymco рассказала что планирует включить электронное моделирование сцепления и коробки передач в будущие электрические мотоциклы SuperNEX и RevoNEX.

Kymko RevoNEX (справа) с рычагом сцепления
Kymko RevoNEX (справа) с рычагом сцепления

Например, «передаточные числа» могут быть заранее запрограммированными картами для электродвигателя, но если рассматривать их в другом свете, то это система, которая предлагает способ быстрого переключения между «режимами», которые уже есть у многих электрических мотоциклов. Например, на пониженных передачах акцент будет сделан на крутящий момент и ускорение на низких скоростях, а сцепление обеспечит естественный способ включения или выключения привода.

Рывок между передачами можно смоделировать более заметнее во время торможения, меняя настройки рекуперативной зарядки для каждой «передачи» или вообще мгновенно отключить эффект рекуперации, просто выжав рычаг сцепления, чтобы мотоцикл легче двигался накатом. Если переключиться на более низкую смоделированную “передачу”, то эффект торможения двигателем будет усилен, как и на обычном мотоцикле с ДВС. Система звуковых эффектов, сопровождающая это безобразие, дает водителю звуковую индикацию выбранной «передачи» давая понимание, находится ли мотоцикл в расслабленном режиме высокой передачи или в нагруженном режиме низкой.

Патент Kymco также иллюстрирует и описывает индикатор «виртуальной скорости» на приборной панели, по сути, поддельный тахометр, чтобы дать знакомую визуальную индикацию того, какую искусственную передачу вы выбрали.

-3

Используя чисто электронное сцепление и переключение передач, также есть возможность добавить полностью автоматический режим езды с одной передачей, как у большинства электрических мотоциклов, или поиграть с количеством доступных псевдопередач или даже изменить схему переключения, типа первая вверх, остальные вниз, если вы хотите почувствовать себя гонщиком МотоГП. И все это практически бесплатно и без добавления дополнительного веса или объема.

Теперь к этой тенденции присоединилось и Zero Motorcycles, подав собственную патентную заявку на имитацию сцепления.

Zero SR/F
Zero SR/F

Можно было бы это представить как фетиш, чтобы успокоить застрявших в прошлом мотоциклистов, но это не так. Новый патент Zero намекает, что сцепление на мотоцикле с ДВС — это гораздо больше, чем просто переключатель привода двигателя к заднему колесу. Это также инструмент, который нужен именно для чувства обратной связи чтобы добавить немного контроля.

Zero, как и Kymco, похоже, признает что сцепление дает более тонкий контроль и этот новый патент показывает, как компания предлагает использовать пальцы левой руки для дозировки крутящего момента и изменения свойств рекуперативного торможения электродвигателя. В новой патентной заявке компании показан совершенно нормально выглядящий рычаг «сцепления» и объясняется, как он будет связан с управляющей электроникой двигателя, давая при этом знакомую обратную связь водителю. Что касается ощущений, патент гласит:

Чтобы имитировать ощущения от традиционного сцепления, кинематическая зависимость между левым рычагом управления, рычажными механизмами, датчиком вращения и т. д. может быть сконфигурирована таким образом, что водитель транспортного средства первоначально чувствует резкое увеличение сопротивления при перемещении левого рычага управления в сторону от положения покоя. За ним следует пиковая задержка или плато, а затем значительное ослабление, когда левый рычаг управления приближается к своему полностью втянутому положению. По мере того, как водитель мотоцикла уменьшает давление на левый рычаг управления, он возвращается в исходное положение пружиной.

Другими словами, это будет именно то, что вы ожидаете, если вы привыкли к традиционному мотоциклу.

Однако, иногда мы используем рычаг сцепления и для других целей - для разгона двигателя к более высоким оборотам чтобы использовать максимальную часть диапазона мощности, чем это позволяет выбранная передача. Например, когда вы используете сцепление, чтобы спровоцировать вилли. Zero также признает это и планирует запрограммировать свой искусственный рычаг сцепления таким же образом, отслеживая скорость, с которой рычаг перемещается, а также его положение.

В патенте говорится:

Быстрое высвобождение левого рычага управления из полностью включенного положения может привести к тому, что контроллер потребует короткого всплеска крутящего момента от двигателя, который превышает требуемый крутящий момент, указанный положением дроссельной заслонки, имитируя или воспроизводя ощущение «падения сцепления» в мотоцикле, который включает в себя многоступенчатую коробку передач и сцепление.

Те же идеи применимы и во время торможения, когда псевдосцепление может быть использовано для смягчения или усиления эффекта рекуперативного торможения мотоцикла:

Контроллер заставляет двигатель работать как генератор для подачи электрической энергии к аккумулятору и тормозить мотоцикл в зависимости от положения вращения, углового смещения, силы и/или давления, приложенного к левому рычагу управления. Кроме того, контроллер может учитывать скорость изменения положения вращения, угловое смещение, силу и/или давление, приложенные к левому рычагу управления, при определении величины рекуперативного торможения. Например, быстрое движение левого рычага управления может указывать на то, что водитель транспортного средства требует очень высокого уровня рекуперативного торможения, например, при аварийной остановке, в то время как более медленное движение левого рычага управления может указывать на менее резкие требования рекуперативного торможения.

Kymco планирует объединить свое псевдосцепление с имитацией многоступенчатой коробки передач, управляемой обычным рычагом кпп. Патент Зеро оставляет возможность аналогичного подхода и говорит, что система может быть использована вместе с автоматической коробкой передач без сцепления. Все изображения в документе показывают рычаг сцепления, установленный на SR/F Zero, предполагая, что если он направляется в производство, то именно на этой модели мы увидим его первым.