Найти в Дзене

Ирбит - мотоциклетная столица России

Оглавление
Фото из интернета
Фото из интернета

Немного истории.

Ирбит, основанный в 1631 году – самый старый после Верхотурья город Свердловской области, расположен на правом берегу реки Ница у впадения в нее реки Ирбит. Не так уж много городов в России, названных в честь реки, на которых они стоят, Воронеж, Ангарск, Печора, еще ряд других, наконец, Москва. Основали город, вернее поначалу оборонительный пункт на «засечной черте», сибирские казаки. Удачно находясь на берегу крупной реки, на первой «государевой дороге» из Соликамска, через Верхотурье, Тобольск и далее в Сибирь, этот пункт постепенно разросся до слободы с названием Ирбенская. Выгодное положение слободы на торговом пути из европейской части России в Сибирь привело к узаконению в 1643 году Ирбитской ярмарки.

На ежегодную Ирбитскую ярмарку съезжались торговцы со всей России и ближайших стран Европы, из Китая, Средней Азии, Индии. В 1773 году ирбитское купечество успешно отразило нашествие войск Емельяна Пугачёва, за что Указом императрицы Екатерины II от 3 февраля 1775 года Ирбенская слобода учреждена городом Ирбитом в составе Тобольской губернии. В 1781 году к городу был приписан большой уезд, и он вошёл в состав уездных городов Пермской губернии. С 1821 года Ирбит застраивается по генеральному плану как город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. Ирбитская ярмарка в 19 веке считалась второй крупнейшей ярмаркой России после нижегородской, даже после того, как новый Сибирский тракт прошел много южнее. Последняя ярмарка состоялась в 1929 году. В 2002 году Ирбитская ярмарка возрождена, но уже в современном формате, как выставка-продажа с культурно-развлекательными мероприятиями.

В советское время Ирбит стал крупным промышленным центром Урала. Но особое значение он приобрел, когда в 1941 году сюда был эвакуирован ряд стратегически важных промышленных предприятий из европейской части страны. Константиновский стекольный, производящий бронестекло и Ленинградский фарфоровый заводы, Московские заводы медикаментов «Акрихим», и мотоциклетный, производящий тяжелые мотоциклы.

Мотоциклы для армии

В предвоенные годы мотоциклы рассматривались как весьма сильная боевая единица. Особенно тяжелые мотоциклы с коляской, которые считались быстроходной передвижной пулеметной точкой. Огонь вести можно было и в движении. Также в коляску устанавливали миномет и даже небольшую мортиру. Большое развитие получили мотоциклетные части в Германии, где в 30-е годы вообще было более половины общего количества мотоциклов мира. Перед Второй Мировой Войной немцы начали производство тяжелых мотоциклов, BMW R12, BMW R71, которые были в основном для гражданского рынка, но использовались и военными. А в 1940 году появились специальные армейские мотоциклы BMW R75, Zundapp KS750. Последние два примечательны тем, что были «полноприводными», то есть имели привод и на колесо коляски, что положительным образом сказывалось на их вездеходных качествах. Сохранилось немало кадров, на которых немецкие мотоциклисты едут, улыбаясь, на своих БМВ и Цундаппах по хорошим дорогам Европы и по полям СССР в начале войны.

В СССР в 30-х годах военные обратили внимание на самую современную на тот момент модель BMW R71. В 1940 году несколько таких мотоциклов было анонимно закуплено в Швеции и переправлено в Москву для копирования. Уже с весны 1941 года производство копии немца под маркой М72 освоили на Московском мотоциклетном заводе. Но, как мы знаем, осенью того же года этот завод был эвакуирован в Ирбит, где и продолжилось его производство. С 1942 по 1945 год Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) выпустил около 10 тысяч мотоциклов М72, также их производил и завод «Красная Этна» в Горьком.

Мотоциклы для всех

После войны производство М72 продолжилось, подключился и Киевский мотоциклетный завод, всего с 1941 по 1960 годы было выпущено более 330 тысяч мотоциклов этой модели, в 100 раз больше, чем прародителя, BMW R71. В конце 50-х годов ИМЗ стал производить мотоциклы для народного хозяйства. Впервые тяжелые мотоциклы поступили в свободную продажу, теперь уже под маркой «Урал». Они широко использовались в милиции, в основном в исполнении с коляской, но часто и без нее. Эскорт для встречи почетных гостей также раньше состоял из десятка мотоциклистов-одиночек на сверкающих «Уралах». Обычные люди, приобретая «Уралы» с коляской, сразу могли оценить его неоспоримые достоинства, высокую мощность, надежность и феноменальную проходимость. Отправиться на охоту, рыбалку или просто в лес за грибами-ягодами – пожалуйста, «Урал» пролезет там, где может спасовать самый крутой внедорожник. В сельской местности «Урал» и похожий на него «Днепр» долгое время считались лучшим транспортным средством. За все годы на ИМЗ было выпущено свыше трех миллионов мотоциклов.

В 90-х годах интерес к мотоциклам вообще и к тяжелым мотоциклам с коляской в частности стал снижаться. Не избежал этой участи и ИМЗ, производство мотоциклов сократилось на порядки. Уже в 21 веке завод выпускал всего около 1000 мотоциклов ежегодно, крупнейшем рынком сбыта «Уралов» стали США. «Урал» имеет актер Брэд Питт. Конструкция и технические параметры постоянно совершенствуются, производятся и полноприводные версии мотоциклов. В 2020 году покупателям в США была представлена электрическая версия мотоцикла «Урал». ИМЗ остался единственным в мире производителем мотоциклов с коляской. В Ирбите находится единственный в России музей мотоциклов, в экспозиции которого более 120 транспортных единиц. Недаром Ирбит считается «мотоциклетной столицей России».

Хотелось бы надеяться, что Ирбит с его богатой историей и традициями со временем превратится в туристический и торгово-выставочный центр Среднего Урала. Ценной частью историко-культурного наследия Ирбита является и его уникальный архитектурный облик старинного уездного города. Возрожденная Ирбитская Ярмарка должна стать локомотивом нового развития города, а традиции мотостроения, уверены, привлекут спортсменов-мотогонщиков и просто любителей мотоциклов.