Найти в Дзене

К 90-летию КнААЗ: Су-7. В начале большого пути

15 марта исполняется 66 лет со дня подъема в воздух в Комсомольске-на-Амуре первого серийного самолёта Су-7.

В середине 50-х годов авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, именовавшийся тогда Ордена Ленина завод № 126 попал в ситуацию, когда один самолет готовились снимать с производства, а с новыми определенности не было. Постановка производства такой сложной машины, как самолет требует долгого времени, поэтому нужно было заранее искать варианты загрузки завода.

С.И. Файвишевский, в то время работавший заместителем главного технолога по вопросам подготовки производства, вспоминал, как вместе с директором более месяца ходили по разным инстанциям и ОКБ конструкторов: «В каждом кабинете прием был всегда уважительный и доброжелательный, но… безрезультатный. Все готовы были помогать «заводу-красавцу», как часто называл его министр П.В. Дементьев, но… Если возникали все же предложения, то в одном направлении – загрузить случайными заказами и не соответственно профилю завода. К примеру, изготовить в большом количестве мебель из дюралевых труб для кафе, конструкция которых полюбилась самому Н.С. Хрущеву в его заграничных поездках, или изготовить большое количество автолавок – даже с переходом завода в автомобильную промышленность и т.д».

Филипп Аввакумович Березницкий, директор завода в 1955-1965 годах, болезненно переживал подобное отношение к заводу, но оставался непреклонным - завод должен существовать только, как самолетостроительный. Он продолжал просить, требовать, искать…

Ф.А. Березницкий
Ф.А. Березницкий

Ф.А. Березницкому предложили побывать в КБ П.О. Сухого, которое в то время разрабатывало новый самолет – Су-7. Несмотря на то, что машина, выражаясь на языке специалистов, «сырая» Филипп Аввакумович увидел большие перспективы деятельности КБ П.О. Сухого. Он вспоминал «Мне понравилась солидная подготовка производства. Подумал тогда: «Да, ребята пробиваются своим горбом». С твердым желание брать этот самолёт еду в министерство…»

Дальнейшая судьба завода решалась на совещании у министра авиационной промышленности П.В. Дементьева. Обращаясь к разработчикам, он подчеркнул: «Если вы хотите получить хорошую машину, то держитесь Комсомольска. Там люди привыкли работать самостоятельно, сами до всего доходят, решают без нашей помощи многие вопросы. Необходимую помощь при запуске новой машины министерство заводу, конечно, окажет».

В январе 1956 года П.В. Дементьев подписал указание, адресованное директору завода № 126 Ф.А. Березницкому, главному конструктору ОКБ П.О. Сухому и начальнику Первого главного управления МАП А.Н. Тер-Маркаряну: «Разрешаю приступить к подготовке производства малой серии самолетов Су-7 с обеспечением выпуска 10 самолетов в первом квартале 1957 года…».

Главная же особенность работы над новым самолетом состояла в том, что впервые завод из «ведомого» становился «ведущим», а это означало, что все проблемы, возникающие при освоении нового самолёта, ложатся на плечи заводского коллектива – уже нельзя было использовать документацию и технологические разработки «ведущих» предприятий, все технические решения необходимо принимать самостоятельно, при непосредственной связи с ОКБ-разработчиком.

Фронтовой истребитель Су-7 был выдающимся достижением конструкторской мысли, вобравшим в себя новейшие научно-технические идеи. Освоение строительства самолета Су-7 поставило перед коллективом ряд сложных проблем. Для их решения были внедрены десятки новых технологических процессов, приобретено, либо изготовлено специализированное оборудование, проведена реконструкция большинства производственных цехов и участков.

Самолет оказался очень сложным в конструктивном и технологическом отношении, опытные чертежи часто подвергались изменениям, поэтому выпуск первых машин потребовал много времени.

-3

Головные самолеты Су-7, над выпуском которых коллектив завода работал с большим энтузиазмом, были построены в 1957 году.

В марте 1958 года летчик-испытатель ЛИИ В.М. Пронякин с заводского аэродрома успешно поднял в воздух первый заводской Су-7. Это был большой успех коллектива, взявшегося за самостоятельную постановку сложнейшей боевой машины.

В этом же 1958 году для более оперативного решения технических и производственных вопросов на заводе был организован филиал ОКБ Сухого, который успешно работает с КнААЗ и сегодня.

Потенциал, заложенный в аэродинамической схеме и летно-технических характеристиках, позволил создать на основе Су-7 целый ряд модификаций, обеспечивших самолету долгую жизнь.

С этого времени началось практически непрерывное совершенствование самолета, причем каждая новая модификация отличалась от предыдущей более высокими боевыми и эксплуатационными качествами.