Найти тему
Петр Власов

1МВ. Танки Германии

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

«Знакомство» немецких солдат в сентябре 1916 г. с новым оружием Антанты – танками – шокировало их, и вызвало настоящую болезнь - танкобоязнь. Германское же командование вместо того, чтобы срочно проанализировать ситуацию и предпринять меры противодействия, а так же начать разработку своего подобного оружия, принялось взывать к «тевтонскому духу истинных немцев», которые «способны легко победить глупую машину», и убеждать солдат в том, что «танки - это нелепая фантазия и шарлатанство»… На протяжении нескольких месяцев в Германии не предпринималось никаких серьезных мер для защиты своих войск от вновь появившегося боевого средства противника, и не делалось никаких усилий для создания собственного варианта нового вида оружия. Ставка Главного Командования (OHL) поначалу не воспринимала танк как серьезную опасность.

А между тем в стране вообще отсутствовал опыт изготовления гусеничного транспорта, хотя возможности для организации своего танкостроения в Германии были. Правда, в Германии еще до начала войны звучали предложения о создании вездеходных гусеничных машин для использования их в армии как транспорт; но немецких военных это не заинтересовало. Мало того, германское командование даже бронеавтомобили, активно распространявшиеся в армиях других стран, считало малоценным видом оружия. Лишь довоенные опыты в этом направлении отдельных энтузиастов военного автомобилестроения позволили немцам с началом боевых действий быстро наладить выпуск грузовиков и автобусов, вооруженных пулеметами и малокалиберными пушками, и хотя бы частично бронированных. Лишь с июля 1915 г. компании «Даймлер», «Бюссинг» и «Эрхард» по заказу наконец-то «прозревшего» Военного министерства начали выпуск тяжелых, полностью бронированных полноприводных колесных машин «Бюсинг» ASP, «Даймлер» М1915, «Эрхард» E-V/4. Эти бронеавтомобили имели экипаж из 8–9 человек, несли по три 7,92-мм пулемета в башне и корпусе, и оборудовались дополнительным задним постом управления. Но, хотя эти машины неплохо показали себя на фронте, их количество оставалось невелико: самой большой серией был выпущен бронеавтомобиль «Эрхард» — всего 33 машины.

-2

И это при том, что производственные возможности Германия были вполне готовы к освоению производства бронетехники. Промышленность страны располагала необходимым уровнем технологий, производственным и конструкторским потенциалом, сталелитейным и артиллерийским производством, отличным собственным двигателе- и автостроением.

К осени 1916 немцы все же накопили некоторый опыт и в разработке вездеходных гусеничных шасси. Так, Х.Г. Бремером для армейских транспортных целей был разработан и по заказу Военного министерства запущен в серию из 50 машин четырехгусеничный грузовик для движения вне дорог. По устройству он напоминал обычный автомобиль с передним расположением двигателя и задней приводной осью, но все колеса у него были заменены гусеничными ходами. Машина называлась «Бремер-Ваген», или (по названию завода-производителя) «Мариенваген-I». Правда, затем плохая управляемость ходовой части этой версии заставила перейти к полугусеничной модели с передней управляемой колесной парой, названной «Мариенваген-II».

-3

Почти одновременно еще один вариант гусеничного самоходного шасси разработала по заказу Военного министерства фирма «Дюркопп». Ходовую часть ее «Дюр-Вагена» выполнили по типу американского «Холта», но с отличиями: направляющие и ведущие колеса были подняты над грунтом.

Лишь уже после появления в октябре 1916 г. на поле боя первых британских танков в Берлине состоялось первое совещание по «танковому вопросу», на котором наконец-то было решено начать разработку боевой бронированной вездеходной машины. Однако попытка снабдить шасси имевшихся версий германских «Вагенов» коробчатым бронекорпусом из 9-мм стальных листов оказалась неудачной. Демонстрация Генштабу этих переделок в марте 1917 не произвела на генералов благоприятного впечатления. То же произошло и с апрельской демонстрацией спешно разработанной легкой боевой машины «Орион-Ваген», получившей управляемое поворотное колесо и оригинальную гусеничную ходовую часть с гусеницей «орбитальной» схемы. Стало ясно, что единственным верным путем создания вездеходной боевой бронированной машины может только использование гусеничного движителя…

Создание тяжелого танка А7V

-4

Для организации работ по созданию германского танка была создана техническая комиссия под руководством генерала Фридрихса — руководителя 7-го (транспортного) отделения Главного управления Военного министерства. Это управление, образованное в октябре 1915 г. и именуемое сокращенно A7V (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen), выступало в роли заказчика боевых машин. К разработке были привлечены фирмы «Даймлер», «Бюссинг», NAG, «Бенц», «Опель». Ходовой частью занимались зарубежное отделение «Холт Катерпиллер» X. Штайнера (Австро-Венгрия) и берлинская фирма «Брасс унд Херштетт».

-5

Разработка проекта была завершена к концу декабря 1916 г. В январе 1917 г. после демонстрации представителям OHL макета шасси и деревянного макета бронекорпуса Военное министерство выдало заказ на постройку 100 шасси (шасси получали номера от 500 и далее, под которыми и числились впоследствии изготовленные машины). Любопытно, что уже тогда российская разведка каким-то образом узнала о проведении этих работ, и в середине февраля 1917 г. русское командование сообщило союзникам о том, что Германия приступает к строительству танков. Однако шок, который французы и англичане испытали в 1918 г. при первой встрече с немецкими танками, свидетельствует о том, что союзники просто проигнорировали предупреждение русских о разработке противником нового оружия.

Первый прототип танка — рабочее шасси с деревянным макетом бронекорпуса — был готов в апреле 1917 г., и после его демонстрации военному руководству в мае министерством был выдан заказ на изготовление 38 танков; но вскоре его сократили до 20 машин. Германское командование, усилив внимание к противотанковой обороне, в вопросах наступления все еще полагалось только на пехоту, поддержанную орудийным и пулеметным огнем. Соответственно, немецкая промышленность была полностью занята производством массы вооружения и боеприпасов для пехоты и артиллерии, напрягая в этом деле все силы; а «новомодным изыскам» уделялись средства и материалы лишь по остаточному принципу…

-6

Таким образом, даже в изменившихся после первой танковой атаки англичан 1916-го года условиях войны германское руководство не собиралось делать ставку на новое оружие. Фактически немцы готовились лишь к фронтовым испытаниям боевых возможностей небольшой партии танков. И это в то время, как англичане и французы «клепали» и передавали в войска сотни своих танков! В результате даже в ноябре 1917 немцы еще не могли противопоставить ничего тождественного тем 377 танкам противника, обеспечившим англичанам и французам у Камбрэ прорыв на большую глубину «Линии Гинденбурга». Ведь постройка первого серийного A7V на шасси № 501 была завершена только накануне этой массированной победной британской танковой атаки под Камбре, но и он еще не был обкатан и освоен экипажем. Немцы вообще не торопились с началом танкового производства: всю весну и лето 1917 они вновь и вновь проводили испытания различных элементов будущих танков, выявляя какие-то технические недоработки, и неспешно устраняя их.

-7

Кстати, при этом возник вопрос об использовании более многочисленных шасси для A7V: ведь при заказе на всего 20 танков никто не сократил заказа на выпуск для них 100 шасси. Этот «избыток» было решено использовать для создания гусеничных транспортеров, а также изготовить на их основе самоходные зенитные и противотанковые орудия. И этим работам тоже уделялись время и силы, которые могли бы использоваться для ускорения производства танков. Лишь после ноябрьской катастрофы у Камбрэ германский Генеральный штаб обеспокоился, наконец, срочностью производства заказанных танков, и установил сроки их выпуска, запланировав применить танки в готовившемся большом весеннем наступлении на Западном фронте.

Что же представлял собой первый немецкий танк A7V?

-8

Боевая масса: 30 т. Длина-ширина-высота: 7,35 х 3,06 х 3,30 м. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса - 20 мм. Двигатели: 2 карбюраторных Daimler мощностью 2х100 л.с. Скорость: 10-12 км/ч. Запас хода: 35 км. Преодолеваемые препятствия: подъем - 18 град., стенка - 0,455 м, глубина брода - 0,8 м. Экипаж: 18 человек.

Конструкция корпуса собиралась на раме, обшитой спереди, по бокам и сверху листами брони. В центре корпуса располагался двигательный отсек, закрытый капотом, над ним — площадка с местами водителя и командира. Гусеницы помещались под днищем. Таким образом, компоновка машины была трехэтажной, а крепления подвески и узлы трансмиссии снизу оставались открытыми. По расчетам для движения танка весом 25-30 т требовался двигатель мощностью около 200 л.с.; однако фирма «Даймлер» могла предоставить только четырехцилиндровые карбюраторные двигатели жидкостного охлаждения в 100 л.с. Поэтому решили на каждом танке ставить параллельно по два двигателя с работой каждого на гусеницу одного борта. Выхлопные трубы выходили на внутреннюю сторону и по днищу корпуса выводились через глушители наружу с обоих бортов. Система питания рассчитывалась так, чтобы ее работа не зависела от наклона машины. Два бака емкостью по 250 л помещались в передней части под днищем, дно их прикрывалось 10-мм бронелистами, а для большей пожарной безопасности они перекрывались железными листами и изолировались от боевого отделения. Подача бензина производилась давлением отработанных газов, причем каждый бак мог питать оба двигателя. Для пуска двигателей и в качестве страховочного запаса служили два вспомогательных бака возле места водителя с бензином лучшей очистки. Пуск мог производиться электростартером или заводной П-образной рукояткой на три человека. Тщательно разработали систему смазки: стекающее в картер двигателя масло откачивалось насосом в отдельный бак, откуда оно другим насосом вновь подавалось через фильтры к местам трения. Это предотвращало заливание цилиндров маслом и забрызгивание свечей зажигания - даже при продольном наклоне машины в 45 градусов. Два трубчатых paдиатора ставились у передней и задней стенок капота и обдувались четырьмя вентиляторами. Воздух забирался изнутри корпуса и выбрасывался наружу через решетки ниже двигателей.

-9

Привод и управление гусеницы каждого борта составляли законченный агрегат, имевший главный фрикцион, коробку передач, конические передачи переднего и заднего хода, однорядный бортовой редуктор. Коробка передач тракторного типа со скользящими шестернями задавала скорости 3, 6 и 12 км/ч. Поворот производился выключением и притормаживанием одной гусеницы — наименьший радиус поворота составлял 2,2 м; включив задний ход одной из гусениц, можно было развернуть машину на месте. Органами управления служили рулевое колесо, две педали сцепления, рычаг переключения передач, два рычага тормозов, два рычага заднего хода и рычаг насоса.

-10

Ходовая часть была выполнена по типу «Холт»; она включала пятнадцать сдвоенных опорных катков с наружными и центральными ребордами. Катки блокировались по пять в три тележки, подвешенные на вертикальных цилиндрических пружинах к поперечным балкам, приклепанным снизу рамы. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась шестью одинарными роликами. Ось направляющего колеса снабжалась винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Трак гусеницы собирался из башмака с грунтозацепами и рельсов. Отросток башмака прикрывал шарнир от грязи и камней.

-11

Командир машины размещался на верхней площадке слева; справа чуть позади него — водитель. К их площадке внутри корпуса вели две лестницы. Расположение командира и водителя в поднятой рубке обеспечивало им неплохой обзор поля боя, но сильно затрудняло наблюдение непосредственно перед танком. Водитель видел местность только в 9 м впереди машины, поэтому находившиеся ниже механики помогали ему «глазами и голосом», наблюдая за местностью через лючки в бортах. Ниже командирской площадки - по периметру корпуса – располагались артиллеристы и пулеметчики. Два механика сидели спереди и сзади от двигателей и следили за их работой. Для посадки и высадки экипажа служили двери - в левом борту впереди и в правом сзади. Броневой корпус устанавливался на раме и собирался из прямых листов броневой стали клепкой на стальном каркасе.

Существовало два типа корпуса — производства «Крупп» и «Рёхлинг». Каждый борт «крупповского» корпуса собирался из пяти вертикальных листов, крыша — из четырех продольных и одного поперечного листа, лобовая и кормовая части — из трех листов каждая. Корпуса фирмы «Рёхлинг» - борта цельные, из единого листа; крыша – из двух широких продольных и одного поперечного листа. Какие номера танков несли какой тип корпуса – сказать трудно; в книгах по этому вопросу сплошная путаница. По имеющимся фотографиям достоверно можно утверждать, что корпус типа «Рёхлинг» несли танки № 506, 525, 563.

-12

Толщина и качество брони позволяли противостоять бронебойным винтовочным пулям на дальностях от 5 м, а также осколкам фугасных снарядов легкой артиллерии. Бронестойкость несколько повышалась наклоном бронелистов и «корабельной» формой носовой и кормовой части. Однако стыки листов из-за плохой пригонки являлись уязвимыми местами (сквозь стыки проникали свинцовые брызги от пуль). В крыше корпуса имелись большие вентиляционные решетки, частично служившие и для освещения. Верхняя рубка на марше и при перевозке складывалась — без нее танк на стандартной платформе проходил под железнодорожными сооружениями железных дорог. Смотровые лючки рубки прикрывались крышками, регулировавшими высоту «щели». В крыше рубки имелся лючок с откидной решетчатой крышкой.

-13

Каждый танк вооружался 57-мм орудием Максима-Норденфельда. Длина ствола 26 калибров, угол наведения по горизонтали – по 45 градусов в каждую сторону, прицел телескопический (из-за узкого поля зрения прицела и раскачивания машины на ходу более-менее точная стрельба получалась только, когда танк стоял на месте). Боекомплект находился в металлическом ящике позади мест артиллеристов, и состоял из 100 осколочно-фугасных, 40 бронебойных и 40 картечных снарядов (бронебойный снаряд с начальной скоростью 487 м/с на 1000 м пробивал 20 мм брони). Штатные 7,92-мм пулеметы MG.08 крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и углом горизонтального наведения ±45 градусов. Расчет каждого пулемета составлял два человека на сиденьях; под сиденьями – запасные пулеметные ленты (в общей сложности - до 60 лент). В бортах корпуса и дверях имелись лючки с бронезаслонками для стрельбы из личного оружия экипажа.

-14

Высокий центр тяжести «трехэтажной» машины вместе с выступающими носовыми и бортовыми бронелистами, и расположенными под рамой картерами бортовых передач снижали проходимость танка. Он мог уверенно двигаться по рыхлому фунту, но только по открытой местности; при боковом крене на неровностях A7V легко опрокидывался. При преодолении проволочных заграждений колючая проволока затягивалась гусеницами и запутывалась в них, что иногда приводило к поломке сцеплений.

Большие размеры и особенно высота делали танк хорошей мишенью для артиллерии. За размеры и дымящие выхлопные трубы A7V прозвали в войсках «тяжелой походной кухней». Вентиляция танка, несмотря на большую площадь решеток на крыше, была неудовлетворительной: немецкие танкисты утверждали, что во время боя температура внутри A7V якобы достигала 80 градусов Цельсия… Тряска и теснота затрудняли передвижения внутри танка, и экипажи привязывали к решеткам крыши веревки с узлами и петлями. Обилие вооружения и слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики мешали артиллеристам, и наоборот…

20 произведенных немцами танков A7V, поступившие на вооружение 1-го, 2-го и 3-го «штурмовых отделений», стали настоящим символом немецкого танкостроения периода Первой мировой войны. Однако в 1918 г. они были не единственными машинами такого назначения в Германии. Вот о немецких танках других типов и будет кратко рассказано ниже…

Трофейные британские танки в составе германских войск

-15

Немцы захватили при своем контрнаступлении у Камбрэ в декабре 1917 г. около 100 британских танков Mk.IV (в большинстве – неисправных). Из них к лету 1918 они отремонтировали и ввели в строй 30 Mk.IV (а до окончания войны – до 50 машин). «Британцами» с крестами на броне укомплектовали 6 «штурмовых отделений» (по 5 танков) – №№ с 11 по 16. И довольно активно использовали их в боях.

Тяжелый танк A7V-U 1918 г.

-16

40-тонный A7V-U создан по заданию на проектирование танка по английскому образцу; к июню 1918 года построен 1 опытный танк. Ходовые испытания - в июне 1918 года, но в сентябре Верховное командование распорядилась прекратить работы по проекту.

Сверхтяжелый танк Kolossal-Wagen

-17

Этот 150-тонный монстр был разработан Йозефом Фолльмером, и Военное министерство заключило контракт на изготовление 10 таких танков. Постройку начали в апреле 1918 года; к концу войны почти достроили один танк, и бронекорпус для второго. После поражения немцев оба пошли на слом.

Легкие танки LK-I Круппа и LK-II Фолльмера

-18

Создание легкого танка LK-I Круппа началось весной 1917 года, а в марте 1918 года начались испытания первого опытного экземпляра, продолжавшиеся до осени. К этому времени группа инженера Йозефа Фолльмера изготовила свою версию легкого танка LK-II, и в октябре военное командование провело сравнительные испытания LK-I Круппа и LK-II Фолльмера. После них выбор был сделан в пользу LK-II, так как этот танк по основным техническим параметрам превосходил французский FT-17. Поэтому выпуск LK-I ограничился только одним опытным танком. Однако и Фолльмер до окончания войны так и не смог наладить серийный выпуск своих танков, успев изготовить только два LK-II.

Нереализованные проекты

Тяжѐлый штурмовой танк Oberschlesien II и Легкий танк LK-III – решение о строительстве принято летом 1918 г., но начать производство не успели. В октябре 1918 были представлены проекты тяжелого штурмового танка «Ганновер» Л. Элерса, «пехотного» танка «Гессен-Кассель» фирмы «Вегман», и тяжѐлого танка «Хорьх» фирмы «Бенц-Браунер». Но до ноябрьского поражения Германии их не успели даже рассмотреть.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Германские танки в бою (01). Первые схватки

Список других статей канала, посвященных армиям и оружию периода Первой мировой войны, НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.