Найти тему
Автотяга

SOS: в стране намечается дефицит водителей

Крупнейшие грузоперевозчики бьют тревогу о нехватке водителей.

Так, вице-президент компании ПЭК Вадим Филатов, рассказал журналистам, что в российских транспортных компаниях не хватает 60000 водителей, а в самой ПЭК не хватает 5% от общего числа водителей грузовиков. Эксперт также отметил, что за последние пять лет нехватка водителей грузовиков выросла с 15 до 21%.

Вадим Филатов отметил, что ситуация со средними и тяжелыми грузовиками (свыше 3,5 тонн) особенно катастрофическая.

Другие крупные транспортные компании также сообщили о нехватке водителей, причем одна компания оценила нехватку водителей в 10%, а другая — в 400 водителей на 3000 грузовиков. При этом средний возраст водителей более 50 лет, а доля водителей моложе 30 составляет только 3,7%.

В чем причина такого дефицита специалистов?

  1. Длительность рейсов. Мало кто из молодых людей хочет долгое время находиться далеко от семьи.
  2. Возрастной износ автопарка. Средний возраст транспортных средств сейчас составляет 22 года. А это ремонт, обслуживание, время и средства.
  3. Отсутствие престижа профессии водителя. Для большинства образ дальнобойщика — это неопрятный мужчина в растянутой майке, сланцах, грязных трениках, который ко всему прочему сам отвечает за ремонт машины.
  4. Жесткий контроль режима труда. Водители обязаны своевременно проходить медосмотр и техосмотр, а время работы водителя должны быть ограничено 40-часовой неделей. Оплата зависит от расстояния или от массы груза, однако, водитель не может работать больше положенной нормы. Получается, что даже при большом желании заработать больше, сделать это практически невозможно.

При этом зарплаты водителей грузового транспорта постоянно растут. Сейчас сумма варьируется от 80000 до 250000 рублей в зависимости от региона. Но даже это преимущество не позволяет привлечь кадры в отрасль грузоперевозок.

Возможные последствия дефицита кадров в сфере логистики

Согласно данным опроса РАН по итогам 2023 года из-за нехватки водителей в среднем грузовики простаивали 47 дней. При этом в 20% случаев простой был более 50 дней в году, а еще в 10% автомобиль не выезжал в рейс более 100 дней.

Нехватка кадров (а также дефицит транспорта, рост цен и другие факторы) способствуют росту цен на перевозки. Индекс ATI.SU, отражающий средние цены по России и по 100 наиболее популярным направлениям в России, вырос почти на 40% за год. Он достигает рекордных значений каждую неделю с мая 2023 года.

Проблема дефицита кадров: как решить?

По мнению экспертов, чтобы увеличить число водителей, следует менять законодательство касательно режима труда и вернуть популярность профессии. Тогда будет увеличиваться количество молодых людей, приходящих в профессию, и через 10 лет мы не будем наблюдать отсутствие кадров в грузоперевозках.

Необходимо сделать исключения из ограничений рабочего времени для водителей тяжелых грузовиков.

Таким образом, рабочее время будет хотя бы совпадать с временем труда и отдыха водителя, а оплата будет происходить исходя из результата, а не километража.

А как считаете вы, что может привлечь молодых людей в профессию? Делитесь в комментариях — возможно это поможет сделать маленький шаг в популяризации профессии.

Актуальное по теме: