Найти тему
Frequent Flyers

Airbus нашла ошибку в двигателе A320 после опасного инцидента

   После повторной посадки выяснилось, что три створки реверса из четырёх оставались открытыми
После повторной посадки выяснилось, что три створки реверса из четырёх оставались открытыми

Airbus выпустит переработанное программное обеспечение контроллера двигателей CFM56, которые используются на A32ceo. Это позволит исправить серьёзную проблему, связанную с использованием реверса. Она может возникать при попытке ухода на второй круг после включения реверса. Сейчас после активации реверса уход на второй круг в принципе запрещён. В руководстве по лётной эксплуатации прямо указывается, что после активации реверса требуется завершить процедуру посадки с полной остановкой.

Однако пилоты могут об этом забыть – как это произошло в апреле 2022 года в Копенгагене с A320 авиакомпании TAP Portugal.

После повторной посадки выяснилось, что три створки реверса из четырёх оставались открытыми  📷
После повторной посадки выяснилось, что три створки реверса из четырёх оставались открытыми 📷

Там экипаж решил уйти на второй круг уже после касания ВПП и включения реверса; после перевода двигателей во взлётный режим (TOGA) створки реверса на втором двигателе убрались, а на первом остались выпущенными, что привело к разнотягу. Неуборка створок произошла из-за неравномерного «козления» после касания ВПП – левая стойка шасси оторвалась от полосы, из-за этого пропал сигнал с датчика обжатия стойки, а такая ситуация не была предусмотрена программным обеспечением контроллера, в этом случае он не даёт команду на уборку створок. В итоге створки остались выпущенными, а двигатель остался в режиме малого газа.

В этот раз всё обошлось, но мы хорошо помним другие истории про разнотяг, в том числе печальные, например, Иркутск-2006.

В Airbus проанализировали статистику по 3,4 млн. рейсов 31 авиакомпании и выяснили, что уход на второй круг после активации реверса случается в среднем 1 раз на миллион рейсов, что при экстраполяции на весь эксплуатирующийся в мире флот A320ceo означает, что подобный случай где-то в мире происходит как минимум ежемесячно. То есть, проблема системная. То, что инцидент за 35 лет эксплуатации этого семейства произошёл впервые – просто удачное стечение обстоятельств. Обновлённое ПО для управления двигателями CFM56 выпустят в 2025 году, с ним створки реверса всегда будут убираться при нахождении самолёта в воздухе.

Подробнее о том, как вообще устроен реверс:

Самолет «сломался». Часть 1: Реверс на A380

Илья Шатилин

Авто
5,66 млн интересуются