В своей повседневной практике мы регулярно сталкиваемся с вопросами/разговорами/"рассказами бывалых" на тему: "масло с АКПП слили, стружки нет — значит, всё хорошо". С этого часто начинается рассказ владельца машины о предыдущей замене масла или "отчёт о состоянии" из партнёрского сервиса.
Сегодня мы прокомментируем для вас вопрос, который регулярно задают нашим специалистам в различной интерпретации, и который действительно является важной частью комплексной диагностики АКПП. Итак:
Что может быть в масле/поддоне? Стружка? Пыль? Разводы? И что это значит?
Рассмотрим основные типичные случаи.
1. В поддоне АКПП присутствуют металлические включения, которые оседают на магнитах (стальная стружка).
Прежде всего отметим, что магнит(ы) в поддоне — НЕ для фильтрации и задерживания металлической стружки и пыли. Основное назначение магнита — ИНДИКАТИВНОЕ: он даёт возможность визуально оценить состояние АКПП при снятии поддона (подробнее об этом ТУТ).
Далее, необходимо иметь в виду, что магнит притягивает только стальную стружку. Наличие металлических частиц на магните может говорить о том, что в коробке уже идёт процесс разрушения металлических деталей, например, зубьев шестерён, корпусов корзин и т.д.
Также причиной появления стальной стружки может являться и критический износ фрикционных пакетов сцеплений или фрикционной накладки блокировки ГДТ.
Если фрикцион изнашивается полностью (стирается до нуля) — начинается трение металла об металл, что сопровождается интенсивным образованием стальной стружки.
Естественно, такое состояние внутри коробки уже не является нормальным и зачастую сопровождается симптомами типа — машина уже не едет (почти или совсем), явно слышны посторонние звуки. Или — машина еле ползёт при очень сильном нажатии на газ, или — присутствуют сильные "забросы" оборотов/удары при включении передач, и т.п.
Таким образом, почти никогда не бывает, чтобы автомобиль планово приехал на замену масла без малейших нареканий на работу коробки, и при этом в поддоне обнаружилась стальная стружка — ей там просто неоткуда взяться!
2. В масле (обычно на поверхности) хорошо различимы "алюминиевые" или "медные" разводы в виде пятен, или присутствует некоторое количество микро-блёсток на дне поддона.
Такая ситуация — возможна и при нормально работающей коробке. Но — здесь уже есть повод для беспокойства.
Варианты появления примесей.
Дело в том, что медная/латунная микро-пыль как правило является продуктом износа опорных втулок валов АКПП. В любой коробке передач многие валы и ступицы вращаются именно на втулках (подшипниках скольжения), но с одним нюансом: трение стального вала должно осуществляться не по мягкой бронзовой втулке, а по "масляному клину" — тонкому слою ATF между валом и втулкой, создаваемому путём подачи масла в узлы трения под определённым давлением. Поэтому если втулка интенсивно изнашивается — это может говорить о нарушениях в регулировании давления масла в коробке.
Алюминиевые же разводы могут свидетельствовать о некотором износе в гидроблоке или других узлах коробки, где имеются алюминиевые детали (особенно актуально для коробок ZF 8-й серии).
Паниковать сразу — не стОит. Необходима общая комплексная оценка ситуации.
Однако паниковать сразу — не стОит. Необходима общая комплексная оценка ситуации. Возможно, коробка агрегатирована с чипованным мощным мотором и эксплуатируется в "режиме отсечки", в котором валы изгибаются ("играют") и усиленно вырабатывают втулки.
3. В поддоне присутствует немагнитный налёт типа "масляный ил" — мелкодисперсная чёрная грязь.
Это нормальное явление — продукты износа фрикционов ("фрикционная пыль") попадают в масло в течение всей жизни АКПП. Само по себе это не является критической проблемой, однако, возможно, стоит более часто менять масло.
Резюме.
При любых работах с АКПП, в том числе и при замене масла, обязательно оценивается состояние трансмиссионной жидкости и наличие посторонних примесей в поддоне.
Если в поддоне присутствует металлическая стружка, то Владелец автомобиля как правило уже знает об этом по нетипичному поведению коробки передач. И, скорее всего, ремонт АКПП не за горами.(
Если же в поддоне присутствует "ил" — это нормально, но масло меняется слишком редко, что уменьшает общий ресурс коробки.
P.S. Коробка, которая генерирует мелкую металлическую пыль в нормальном режиме — это… вариатор! В Вариаторе имеется металлический приводной ремень/цепь, который работает по стальным конусам, передавая крутящий момент через силу трения. Трения "сталь по стали"! Именно поэтому в вариаторе особенно важно регулярно менять масло. Хотя бы каждые 30 тыс.км!
Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/