Найти тему
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Какие выводы можно сделать по состоянию масла в поддоне АКПП? Гадаем на "поддонной гуще".

В своей повседневной практике мы регулярно сталкиваемся с вопросами/разговорами/"рассказами бывалых" на тему: "масло с АКПП слили, стружки нет — значит, всё хорошо". С этого часто начинается рассказ владельца машины о предыдущей замене масла или "отчёт о состоянии" из партнёрского сервиса.

Сегодня мы прокомментируем для вас вопрос, который регулярно задают нашим специалистам в различной интерпретации, и который действительно является важной частью комплексной диагностики АКПП. Итак:

Что может быть в масле/поддоне? Стружка? Пыль? Разводы? И что это значит?

Стружка в поддоне.
Стружка в поддоне.

Рассмотрим основные типичные случаи.

1. В поддоне АКПП присутствуют металлические включения, которые оседают на магнитах (стальная стружка).

Прежде всего отметим, что магнит(ы) в поддоне — НЕ для фильтрации и задерживания металлической стружки и пыли. Основное назначение магнита — ИНДИКАТИВНОЕ: он даёт возможность визуально оценить состояние АКПП при снятии поддона (подробнее об этом ТУТ).

Основное назначение магнита в поддоне — оценка состояния узлов и деталей внутри АКПП.
Основное назначение магнита в поддоне — оценка состояния узлов и деталей внутри АКПП.
Стружка на магнитах в поддоне.
Стружка на магнитах в поддоне.

Далее, необходимо иметь в виду, что магнит притягивает только стальную стружку. Наличие металлических частиц на магните может говорить о том, что в коробке уже идёт процесс разрушения металлических деталей, например, зубьев шестерён, корпусов корзин и т.д.

Значительное количество металлической струганины в поддоне. Конец — близок!
Значительное количество металлической струганины в поддоне. Конец — близок!
Эти "замечательные" ёжики в поддоне — свидетельствуют о критическом износе АКПП.
Эти "замечательные" ёжики в поддоне — свидетельствуют о критическом износе АКПП.

Также причиной появления стальной стружки может являться и критический износ фрикционных пакетов сцеплений или фрикционной накладки блокировки ГДТ.

Если фрикцион изнашивается полностью (стирается до нуля) — начинается трение металла об металл, что сопровождается интенсивным образованием стальной стружки.

Фрикционные пакеты — подгоревшие и сильно изношенные.
Фрикционные пакеты — подгоревшие и сильно изношенные.
Фрикционные накладки настолько стерлись, что началось трение металла об металл.
Фрикционные накладки настолько стерлись, что началось трение металла об металл.
Тут были фрикционы...
Тут были фрикционы...

Естественно, такое состояние внутри коробки уже не является нормальным и зачастую сопровождается симптомами типа — машина уже не едет (почти или совсем), явно слышны посторонние звуки. Или — машина еле ползёт при очень сильном нажатии на газ, или — присутствуют сильные "забросы" оборотов/удары при включении передач, и т.п.

Металлическая стружка вперемежку с кусками разрушенных деталей коробки.
Металлическая стружка вперемежку с кусками разрушенных деталей коробки.
Мелкие перемолотые кусочки разрушенных металлических деталей внутри АКПП.
Мелкие перемолотые кусочки разрушенных металлических деталей внутри АКПП.

Таким образом, почти никогда не бывает, чтобы автомобиль планово приехал на замену масла без малейших нареканий на работу коробки, и при этом в поддоне обнаружилась стальная стружка — ей там просто неоткуда взяться!

Чистые магниты и отработанное масло без примесей.
Чистые магниты и отработанное масло без примесей.

2. В масле (обычно на поверхности) хорошо различимы "алюминиевые" или "медные" разводы в виде пятен, или присутствует некоторое количество микро-блёсток на дне поддона.

Такая ситуация — возможна и при нормально работающей коробке. Но — здесь уже есть повод для беспокойства.

Металлическая пыль (микро-блёстки) в поддоне.
Металлическая пыль (микро-блёстки) в поддоне.
Разводы в виде пятен и блёстки на дне поддона.
Разводы в виде пятен и блёстки на дне поддона.

Варианты появления примесей.

Дело в том, что медная/латунная микро-пыль как правило является продуктом износа опорных втулок валов АКПП. В любой коробке передач многие валы и ступицы вращаются именно на втулках (подшипниках скольжения), но с одним нюансом: трение стального вала должно осуществляться не по мягкой бронзовой втулке, а по "масляному клину" — тонкому слою ATF между валом и втулкой, создаваемому путём подачи масла в узлы трения под определённым давлением. Поэтому если втулка интенсивно изнашивается — это может говорить о нарушениях в регулировании давления масла в коробке.

"Продукты" износа латунных втулок.
"Продукты" износа латунных втулок.

Алюминиевые же разводы могут свидетельствовать о некотором износе в гидроблоке или других узлах коробки, где имеются алюминиевые детали (особенно актуально для коробок ZF 8-й серии).

Алюминиевые разводы в поддоне — повод насторожиться...
Алюминиевые разводы в поддоне — повод насторожиться...

Паниковать сразу — не стОит. Необходима общая комплексная оценка ситуации.

Однако паниковать сразу — не стОит. Необходима общая комплексная оценка ситуации. Возможно, коробка агрегатирована с чипованным мощным мотором и эксплуатируется в "режиме отсечки", в котором валы изгибаются ("играют") и усиленно вырабатывают втулки.

3. В поддоне присутствует немагнитный налёт типа "масляный ил" — мелкодисперсная чёрная грязь.

Это нормальное явление — продукты износа фрикционов ("фрикционная пыль") попадают в масло в течение всей жизни АКПП. Само по себе это не является критической проблемой, однако, возможно, стоит более часто менять масло.

Фрикционная пыль постоянно насыщает масло грязью.
Фрикционная пыль постоянно насыщает масло грязью.
"Масляный ил" — мелкодисперсная масляная "грязь. Чаще меняйте масло!
"Масляный ил" — мелкодисперсная масляная "грязь. Чаще меняйте масло!
Горелое, давно не менявшееся, сильно загрязнённое продуктами износа "масло". В поддоне — толстый слой отложений без крупных примесей.
Горелое, давно не менявшееся, сильно загрязнённое продуктами износа "масло". В поддоне — толстый слой отложений без крупных примесей.

Резюме.

При любых работах с АКПП, в том числе и при замене масла, обязательно оценивается состояние трансмиссионной жидкости и наличие посторонних примесей в поддоне.

Если в поддоне присутствует металлическая стружка, то Владелец автомобиля как правило уже знает об этом по нетипичному поведению коробки передач. И, скорее всего, ремонт АКПП не за горами.(

Если же в поддоне присутствует "ил" — это нормально, но масло меняется слишком редко, что уменьшает общий ресурс коробки.

-19

P.S. Коробка, которая генерирует мелкую металлическую пыль в нормальном режиме — это… вариатор! В Вариаторе имеется металлический приводной ремень/цепь, который работает по стальным конусам, передавая крутящий момент через силу трения. Трения "сталь по стали"! Именно поэтому в вариаторе особенно важно регулярно менять масло. Хотя бы каждые 30 тыс.км!

Металлический ремень работает по стальным конусам и "генерирует" металлическую пыль.
Металлический ремень работает по стальным конусам и "генерирует" металлическую пыль.

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/