Найти тему

Цигун и тайцзи как динамическая медитация

​​

Для начала - несколько слов о том, что мы можем определить как медитацию?

Следует сразу оговорить, что это понятие очень ёмкое, а само слово используется в современном языке для описания целого ряда процессов, практик и техник, иногда даже состояний - в зависимости от контекста и культурно-исторического фона.

Это сидячая поза, с которой мы в первую очередь ассоциируем практику медитации. А может ли быть иначе?
Это сидячая поза, с которой мы в первую очередь ассоциируем практику медитации. А может ли быть иначе?

Слово «медитация» происходит от латинского «meditatio», точнее от глагола «meditari», который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».

Помимо своего изначального "европейского" значения термин «медитация» был использован для перевода именования восточных духовных практик — в первую очередь санскритского термина «дхьяна» (который происходит от санскритского корня «dhyai») и имеет сходные значения «видения умом», «созерцания», «сосредоточения». Этот же термин в китайском языке в контексте буддийских психопрактик приобрело звучание «чань», в японском - «дзэн», что стало наименованием соответствующих направлений. И поскольку буддизм неотъемлемая часть культуры и мировоззрения Китая (в одном ряду с даосизмом), то и на формирование практик "внутренней работы" нейгун это оказывало значимое влияние.

Сегодня существует множество техник медитации в различных традициях и важно понимать, что они развивались вместе с человечеством, а цели и методы формировались в зависимости от мировоззрения. Поэтому область психопрактик, обозначаемых единым словом медитация, - это не набор незыблемых постулатов или универсальных техник, ведущих к единственному результату. Во все времена это было живое учение, в которое, помимо общих принципов, передаваемых от учителей, интегрировался опыт новых поколений практиков и наставников. В результате сегодня мы имеем множество версий и техник, как традиционных, так и получивших светское развитие в виде направления mindfullness, или практики осознанности.

Начиная с 1960-х годов, медитация всё больше стала привлекать к себе внимание на Западе, стала предметом разнообразных научных исследований. Конечно, привычными методами науки сложно изучить глубинное воздействие практик, меняющих восприятие человеком себя и мира, расширяющих возможности взаимодействия с собой в разных состояниях и, в итоге, улучшающих его качество жизни. Однако влияние на отдельные, измеримые величины научный подход позволяет обнаружить. В более чем 1000 опубликованных научных исследований различных методов практики была, например, найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в организме. И сейчас медитация широко применяется как психотерапевтическое средство для повышения осознанности, работы с когнитивными искажениями, снятия психического напряжения, релаксации, как метод борьбы со стрессом и даже для облегчения физической боли.

Соответственно, мы можем выбрать то, что подходит именно нам, для чего мы практикуем, и во многом это будет зависеть от наших внутренних задач или интереса и, в особенности, от нашего мировоззрения.

Но отступая от подробностей о техниках и целях сделаем обобщение: медитацией сегодня мы называем психопрактику, или определённые намеренные действия и процессы, осуществляемые с помощью сознания. Какого рода могут быть эти действия? Они очень и очень разнообразны. 

Это концентрация на движении тела или внутри тела, удержание во внимании изменчивости в ощущениях тела в сидячей практике, развитие телесной осознанности или навыка расслабления, тонкое управление дыханием, концентрация внимания на объектах или пустоте пространства, чувствительность к состоянию внимания, наблюдение феноменов мышления (переключение, удержание, цепляние, отождествление) и других внутренних процессов, развитие мета-позиции и многое другое.

Говоря о применении медитации (и даже оставляя при этом в стороне задачи духовного развития), можно сказать, что практика медитации воздействует на наш ум, подобно тому, как физические упражнения воздействуют на тело. Она помогает развить важнейшие навыки саморегуляции, способствует осознанности, эмоциональному балансу, умению слушать и слышать, жить с полным присутствием. Однако важно понимать, что медитация - это не просто концентрация сама по себе, или тем более не просто эмоционально приятное состояние или позитивное мышление. Медитация – действие, в котором мы осознаём себя в этой деятельности, осознаем себя концентрирующимся/наблюдающими/пребывающими со всеми сопутствующими процессами нашего ума и внимания.

Такая практика становится ключом к самоузнаванию и созданию условий для распознавания другого способа восприятия и взаимодействия (с собой, и как следствие, с миром), отличного от нашего обыденного ума и его привычек. В этой внутренней работе требуется как умение глубоко расслабляться, так и способность одновременно с этим поддерживать яркое присутствие, непрерывно бодрствовать и отпускать опору на привычных мыслительный контент.

Да, как следствие, медитативные практики могут способствовать поддержанию нейтрального восприятия и уравновешенного состояния. Есть направленные техники медитации, которые могут помочь контролю эмоций или развитию сострадания. И все разновидности медитаций, так или иначе, повышают способности к концентрации и стрессоустойчивость, что сказывается и на самочувствии (психосоматическом здоровье в первую очередь).

А что делает именно практики цигун и тайцзи одними из форм динамической медитации?

Упражнение цигун "Промывка", как и другие, содержит немало медитативных аспектов
Упражнение цигун "Промывка", как и другие, содержит немало медитативных аспектов

Не так давно в комментариях прозвучал подобный вопрос - верно ли, что цигун можно считать медитацией в движении? Короткий ответ - да, конечно, практики, задействующие наше внимание, требующие осознания в моменте, являются медитативными.

Но хотелось развернуть чуть подробнее, в каких именно аспектах этих динамических практик мы можем опознать развитие медитативных навыков и возможностей? Описание будет обзорным, но тем не менее даст понимание о степени включенности сознания и самонаблюдения в занятиях тайцзи и цигун. Вот несколько примеров:

  • Полнота внимания к состоянию всего тела целиком (никакая часть тела не должна выпадать из равномерно распределенного внимания) и к дыханию (которое должно сохранять естественную текучесть и не напрягаться). Поскольку и тело и дыхание ежемоментно претерпевают изменения, практика подразумевает постоянный контакт с настоящим моментом и опознание своего состояния в нём.
  • Согласование в некоторых упражнениях движения дыхания, движений тела и направленного расслабления также требует устойчивого и объёмного внимания.
  • Постоянный поиск оптимального балансового состояния между расслаблением и наполненностью тела в стойках, формах и движениях. Расправленность всех частей и сочленений должна сочетаться с сохранением "текучести" и упругого расслабления в любой форме - будь она компактно собранная (в фазе "закрытия") или, например, структурная и натянутая (в момент "открытия"). А это подразумевает не только стабильность удержания, но и алертность внимания. Алертность - это состояние живой бдительности и максимальной готовности к действию (необходимым изменениям), которое доступно только на фоне внутреннего спокойствия.
  • Такое же живое осознание и - еще более - непрерывность однонаправленного внимания взращивается при выполнении сложного по форме упражнения или (а точнее в особенности) длительной формы тайцзицюань - сложно скоординированного движения, без разрывов следующего за мыслью и внутренними силами.
  • Отслеживание реакций тела и психики в парной работе - это вообще в чистом виде самонаблюдение с живой обратной связью в моменте и необходимостью постоянной регуляции своего состояния (расслабления, отпускание, удержание фокуса внимания, равностности контакта и так далее).
  • Поддержания баланса восприятия внешнего и внутреннего (интроспекция и экстроспекция). Для этого важно качество расслабления относить не только применительно к телу, но и ко вниманию, которое должно как бы "утончаться", покрывая всё большее поле - словно полупрозрачной вуалью (что очень отличается от привычного сознательного контроля, излишне сильно вмешивающегося в наблюдаемые процессы и в итоге препятствующего расслаблению). Постоянное уравновешивание и распределение внимания ко многим внутренним и внешним сигналам и процессам позволяет отслеживать неточности как "снаружи" - например, направлений в выполняемом движении, так и "внутри" - например, отвлечения на мысли.
  • Помимо собирания внимания на процессе движения и особенно его качествах, в практике встречается немало дополнительных объектов концентрации - подсчёт количества раз выполнения упражнений, удержание точек и направлений в пространстве (в том числе мысленное отслеживание формы до непосредственно движения тела), отслеживание качества дыхания, подвижная концентрация в области Даньтянь или отдельная концентрация за кончиками пальцев. И при всех этих концентрациях постоянным остается условие углубления расслабления - то есть прибавление внимательности не должно вести к напряжению, и даже наоборот, как уже упоминалось, - возможность как бы расслабить внимание, позволяет впустить в его поле больше объектов и процессов.
  • Отдельным процессом, задействующим распознавание, самонаблюдение и мягкую регуляцию можно выделить управление визуальным фокусом - распространенное условие для выполнения упражнений и форм практик цигун и тайцзи - это свободный расслабленный взгляд, как бы слегка расфокусированный, чтобы охватывать визуально более широкое поле. Соблюдение этого принципа помогает не вниманию ни слишком убегать внутрь, ни избыточно "залипнуть" на внешних объектах.
  • Этот пункт скорее можно считать обобщением некоторых описанных выше процессов в практике. Распределение поля внимания и создания условий для устойчивого, объемного, интергативного (то есть объединяющего воспринимаемое в цельную картину) осознавания подразумевает использование методов деконцентрации и формирование устойчивой мета-позиции ("внутреннего наблюдателя"). Это один из ключевых медитативных навыков, позволяющих расширять периферию осознавания и не терять ясность восприятия.
  • Осознанное взаимодействие с эмоциональным компонентом, который неизбежно проявляется в ответ на наше воздействие на тело или отслеживание отвлечений ума. Например, чувство раздражения, когда замечаем себя сбившимися со счета. Или неприятные ощущения от неудобствнеудобство формы упражнения и усталости мышц, которые не получается игнорировать или расслабить. На определённом этапе препятствием в практике могут стать и приятные ощущения, если мы увлекаемся ими и стараемся их продлить. Тогда вместо того, чтобы, скажем, заботиться о целостности (которая и могла стать источником комфортных ощущений) мы фиксируемся на эмоциональной составляющей. Таким образом, способность опознавать и отпускать возникающие чувства - ещё один значимый медитативный аспект практики (и полезный жизненный навык:)
Как бы не выглядела практика медитации, ключевая объединяющая характеристика - в том, что основная "работа" происходит внутри, задействуя наше сознание и внимание.
Как бы не выглядела практика медитации, ключевая объединяющая характеристика - в том, что основная "работа" происходит внутри, задействуя наше сознание и внимание.

Конечно, некоторые из описанных выше моментов практики пересекаются и не имеют строгих разграничений. Но задача этих описаний не в строгой классификации, а скорее в попытке хотя бы частично охарактеризовать тот объем внутренних процессов и "слоев", которые есть в практике. Буду рада, если это позволит в знакомых упражнениях увидеть глубину медитативных возможностей, задач и навыков. Не стоит пытаться вспоминать и искать все их разом, создавая напряжение, но, если интересно, можно попробовать опознать и удерживать во внимании несколько слоёв внутренней работы одновременно.

Во второй части статьи попробую привести небольшой пример - на практике это выглядит более просто и гармонично, чем в развёрнутом описании:)

Как всегда буду рада вашим комментариям и размышлениям на тему 🙏