Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Нарциссический мир Сэма Вакнина

Те, кто всерьез интересуется темой нарциссизма, наверняка слушали лекции Сэма Вакнина – самопровозглашенного нарцисса и израильского писателя. Говоря о нарциссической травме, он говорит изнутри нее, раскрывая нам её тайны. Вот некоторые из них:

Отношения со «скриншотом» вместо личности

Общаясь с нарциссами, вы могли заметить, что как личности вы не вызываете у них особого интереса. Особенно безразличными они могут быть к вашим уязвимым чувствам, переживаниям. Почему так? Потому что нарцисс имеет дело не с вами, а со «скриншотом», который делает с вас и который становится объектом в его уме. Этот объект он идеализирует и приравнивает к материнской фигуре. «Даже если вы провели всего одну ночь с нарциссом, - говорит Сэм Вакнин, - вы уже становитесь его матерью».

Таким образом вы становитесь частью общей фантазии нарцисса, в которой «мать» постепенно превращается в ту, какой она была для него на самом деле. Отвергающей, разочаровывающей, отсутствующей, эгоистичной – мёртвой. Вы – это клон его настоящей матери, которая не позволила ему сепарироваться и индивидуализироваться.

Что нарцисс называет «любовью»?

После стадии идеализации, которую автор называет «сахарное шоу» или «бомбардировка любовью», нарцисс начнет обесценивание. Те чувства, которые он испытывал к своей настоящей матери, а это гнев, страх, зависть, должны быть отыграны.

«Но почему же я должен хотеть оскорблять кого-то, кого я только что встретил, кого-то, кто мог бы стать моим интимным партнером, кого-то, кто проявляет ко мне любовь и влечение одновременно, почему я должен отталкивать такую женщину, почему я превращают ее жизнь в ад? Потому что я испытываю ее. Я проверяю, может ли она любить меня безоговорочно, как это делает мать.
Я хочу, чтобы она любила меня, несмотря на мое насилие. Я хочу раздвинуть границы дозволенного. Я хочу показать ей свою худшую сторону, потому что хочу, чтобы она приняла меня таким, какой я есть».

Сэм Вакнин утверждает, что нарцисс не может любить. Для него любовь это кратковременное слияние с покорным и зависимым объектом, а слияние – это, опять же, форма любви к себе через другого. Зависимость – это полная противоположность любви. Объект здесь буквально исчезает, образуя зеркальный коридор, в котором нарцисс везде видит самого себя.

Нарциссическая «любовь» жестока. В этой истории всегда будут: идеализация – обесценивание - утилизация.

Почему они возвращаются или быстро ищут замену?

Когда нарцисса покидают, он погружается в свою травму, которая провоцирует его ложное «Я» на усиление грандиозности. При этом он испытывает гнев. Но бывает и так, что его грандиозности наносится удар такой силы, что его защиты больше не выдерживают реальности, и он скатывается в депрессию. Он отступает.

Что же происходит при этом с «общей фантазией»? Она приостанавливается. Сэм говорит, что после расставания нарцисс становится «пограничником». Он диссоциирует и даже забывает многое из того, что сделал с партнером. Но ему нужно постоянство интроектов (скриншотов), которые являются для него настоящей реальностью. Именно поэтому нарциссы возвращаются. Для того, чтобы восстановить поврежденную грандиозность, нарциссу нужны вы. Брошенный, он хочет вернуть вас обратно в свою жизнь, чтобы уменьшить тревогу и снова соединить вас с интроектом – внутренним объектом.

Также покинутый и обиженный нарцисс может поспешить найти вам замену, как можно скорее. «Вы – заменяемы, вы – товар, вы – одинаковые зерна риса для него», - говорит Вакнин.

Два урока из детства и - на всю жизнь

Материнская любовь для нарцисса была связана с предательством. Мать была отсутствующей, равнодушной, занятой, наказывающей, и все это вызывало у ребенка злость и боль. Но злиться на маму было нельзя и даже опасно («если ты так сделаешь, то она может бросить тебя»), поэтому ребенок направляет агрессию на себя. Подавленные гнев и ярость приводят к депрессии и избегающему стилю привязанности.

Так ребенок усваивает два урока:

  1. Тот, кто меня любит, обязательно причинит мне боль.
  2. Я заслуживаю всего этого. Я заслуживаю уничтожения. Я не достоин любви.

Получается, что если нарциссу не причиняют боли, он не чувствует любви. Он является «садо-мазохистом», который бессознательно воссоздает болезненную динамику с материнским объектом из своего детства, чтобы вызвать партнера на эмоции и отыграть самонаказание. То есть, получить замаскированный мазохистический ресурс.

Здоровые личности не интересны нарциссу, поскольку не дают ему воспроизвести ранний конфликт с его матерью. Они слишком хорошие, приторные, они раздражают его. Покорность и кротость только усиливает садизм нарцисса, он доводит своих интимных партнерш до предела. Для жертв нарциссического абьюза это постепенно становится нормой, привычкой, происходит своего рода десенсибилизация.

Нарцисс – это отсутствие. Там никого нет.

Эта фраза – одна из самых запоминающихся в лекциях Вакнина. Что он имеет ввиду, когда говорит об этом? Что у нарцисса нет подлинного «Я», только ложное.

Автор: Федоськина Ирина Леонидовна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru