Найти тему

Настроение сотрудника: важный момент для руководителя или то, что надо "дома оставлять"

Провела очередной открытый тренинг для управленцев. И, как это часто бывает, случился у нас там некоторый спор с участниками на предмет того, уделять ли внимание плохому настроению сотрудника - например, при постановке важной новой задачи.

Сразу оговорю: при всей моей любви к людям и приверженности эффективной коммуникации, уважительного диалога, открытости, эмоциональной поддержки и т.п., я категорически против того, чтобы превращать сотрудников в "деточек" и носиться утирать им носы, ежеминутно веселить, не спать ночами в мыслях "как их ещё порадовать" и пр. (и дальнейшие мысли и рекомендации не об этом).
Я за то, что сотрудники - взрослые ответственные люди, и на работу они приходят работать.

А вот теперь поговорим про настроение)

Потому что парадоксально - но я считаю, что плохому настроению нужно уделять внимание (в смысле, не проходить мимо, разговаривать, выяснять и/или откладывать управленческие воздействия, давая человеку успокоиться).

Почему?

  • Плохое настроение сотрудника (особенно резко изменившееся) очень часто является признаком личных проблем (а это, в свою очередь, влияет на лояльность и работоспособность). Пропускаете эти моменты - получаете "внезапные" скандалы/интриги/расследования больничные и увольнения.
  • Плохое настроение сотрудника может быть отображением проблем и конфликтов в работе (с коллегами, смежниками, руководством и т.п.). А это, сами понимаете, может повлиять на результативность ещё быстрее и сильнее, чем личные проблемы.
  • Плохое настроение сотрудника передаётся его коллегам, а если он ещё и уважаемый/влиятельный, или просто очень яркий и демонстративный по поведению, - пропустив плохое настроение одного, вы можете получить разлад в настрое и работе целого отдела.
  • Плохое настроение сотрудника (как и любого человека) служит фильтром для восприятия новой информации. И пока он сидит обиженный/грустный, он вряд ли примет полноценно новую задачу или нужную для работы информацию.

Это конечно не значит (специально написала об этом в начале)), что руководителю нужно срочно становиться мамой/папой, жалеть, уговаривать, устраивать пляски с бубнами, снижать нагрузку/отпускать с работы и т.п.

Но это значит, что руководителю стоит остановиться и как минимум попытаться выяснить, что случилось. А потом уже решать, как поступить.

И да, для этого нужно системно развивать эмоциональный интеллект в части эмпатии, проявлять к сотрудникам внимание и строить с ними диалог, - не только в момент этого самого плохого настроения, а в целом.

Очень понимаю вас, если вам захотелось сказать "Ну сколько можно, почему никто не думает о моём (начальника) настроении! Я в конце концов плачу им деньги и обеспечиваю кучу других плюшек, чтобы они работу работали, а не ерундой страдали. Я начальник, а не психолог/жилетка/подружка!" [особенно в контексте прошлой статьи хочется именно это и сказать)]
Однако поддержание высокой работоспособности сотрудника - точно в ваших интересах, а плохое настроение этому препятствует.

Что делать, если сотрудник не пускает в причины плохого настроения?

Не лезть в причины.

Однако спросить, какая помощь с вашей стороны может быть нужна, и насколько человек способен прямо сейчас переключиться на работу (погружение в активную деятельность тоже может избавить от плохого настроения).

Если нужно - предложить взять небольшую (регламентированную!) паузу, прогуляться, выпить кофе/съесть кусочек шоколадки (у меня есть ряд знакомых руководителей, которые именно так быстро повышают настроения сотрудникам).

А ещё со всеми оговорить правила работы с плохим настроением - например, договориться, что любой сотрудник, понимая, что ему не слишком прекрасно, не начинает изливать настроение в виде нытья или претензий на коллег, а уходит бурчать в дальний угол))

А ещё можно системно подойти к ситуации с юмором - например, оформить внешнюю визуализацию (табличку "Не подходи, убьёт" или чёрную шляпу с широкими полями, которую человек может взять и на время поставить на стол/надеть, если понимает, что настроение не супер, а общаться ни с кем не хочется).

! Конечно я имею в виду серьёзные спады настроения, а не сиюминутное "надоели клиенты". И если ваш сотрудник слишком часто/всё время в плохом настроении, которое мешает его работе, - возможно он манипулирует вами или нуждается в серьёзной психологической помощи.

Что скажете? Стоит уделять внимание плохому настроению сотрудника, или пусть оставляет его дома/сам справляется?

А вы всегда сами справляетесь с плохим настроением на работе, или было такое, что вам помогали коллеги/руководство?

Я вот в хорошем настроении) Но не всегда)))
Я вот в хорошем настроении) Но не всегда)))

Эмоции
3180 интересуются