Найти в Дзене

Черный британец. Avro Lancaster лучший бомбардировщик RAF.

Оглавление

Британия как и США сильно прославились бомбардировками во время Второй Мировой войны. Если про американский бомбардировщики на канале уже есть информация, то про британцев нет ничего.

Давайте начнем знакомство с бомбардировочной авиацией Соединенного королевства с самого могучего из триады - Авро "Ланкастер" ( «Стирлинг», «Галифакс» оставим на потом).

Как строили Ланкастер.

История самого удачного британского бомбера началась с проблем у совершенно другого самолета, который разработали по техническому заданию RAF Р. 13/36.

Авро "Манчестер" . Серийные «Манчестеры» стали поступать в строевые части в ноябре 1940 года. Боевой дебют состоялся в ночь на 25 февраля 1941 года, когда самолёты в составе 207-й авиационной эскадрильи совершили налёт на Брест.
Авро "Манчестер" . Серийные «Манчестеры» стали поступать в строевые части в ноябре 1940 года. Боевой дебют состоялся в ночь на 25 февраля 1941 года, когда самолёты в составе 207-й авиационной эскадрильи совершили налёт на Брест.

По нему нужно было спроектировать двухмоторный бомбардировщик, способный нести на внутренней подвеске бомбовую нагрузку весом до 5440 кг, либо одну 3600-кг бомбу или две торпеды. На основе предложенных проектов, к постройке опытных самолетов были привлечены две фирмы: "Хэндли-Пейдж" с "HP 56" и "Авро" с машиной "Тип 679". От реализации проекта "HP 56" вскоре отказались из-за дефицита двигателей "Роллс-Ройс", которые планировали установить на этот самолет. Через несколько недель после того, как "Авро" получила контракт на постройку прототипа, был выдан заказ на производство 200 серийных бомбардировщиков в соответствии с новой спецификацией 19/37. Так начиналась история самого неудачного бомбардировщика - Авро "Манчестер". Да, он успел поступить в войска, даже участвовал в налете на французский Брест. Но у него было такое количество проблем с двигателями "Vulture", и с проводкой, и с подшипниками и еще кучей всего остального. В конечно итоге было принято решение доработать конструкцию.

Конструкторы под руководство Роя Чедвика решили двигаться в двух направлениях:

  • заменить проблемные "Vulture" на более надежные и производительные Непир "Сейбр" или Бристоль "Центавр", этот проект назвали Манчестер Мк II;
  • увеличить количество моторов до 4 и использовать "Роллс-Ройс "Мерлин" X", который использовали и для Спитфаера, Мустанга и Харрикейна. Эту разработку обозначили "Манчестер Мк III".
Rolls-Royce Merlin, Первоначально имел обозначение PV-12, затем в соответствии с традиционной системой наименования авиационных двигателей Роллс-Ройс по названиям хищных птиц получил имя Merlin — английское название дербника.
Rolls-Royce Merlin, Первоначально имел обозначение PV-12, затем в соответствии с традиционной системой наименования авиационных двигателей Роллс-Ройс по названиям хищных птиц получил имя Merlin — английское название дербника.

Военные требовали Авро доработать уже имеющийся "Манчестер", чтобы он мог уже нормально воевать. Слава Богу, компания смогла доказать, что переделки не принесут нужного результата, а новый бомбардировщик будет эффективнее. По расчетам бомбовая нагрузка возрастала с 4694 кг до 6350 кг, запас топлива с 6435 до 8153 литров, дальность полета с 1930 до 3780 км, потолок машины более чем в два раза (у «Манчестера» он был неприемлемо мал – чуть более 3 000 м).

Рой Чедвик (30 апреля 1893 – 23 августа 1947), главный конструктор Avro. Он отвечал практически за все разработки их самолетов.  Погиб 23 августа 1947 года при крушения на взлете прототипа Avro Tudor
Рой Чедвик (30 апреля 1893 – 23 августа 1947), главный конструктор Avro. Он отвечал практически за все разработки их самолетов. Погиб 23 августа 1947 года при крушения на взлете прототипа Avro Tudor

Военные сдались и в 1940 году было сформулировано новое техническое задание «Ланкастер» I/P1. В нем были такие требования: крейсерская скорость 402 км/ч на высоте 4 575 м с нагрузкой в 3 405 кг бомб на расстояние 3 218 км. Максимальная дальность должна составлять 4 827 км. Нагрузка была самая разнообразная: от одной 1 816-кг и шести 227-кг бомб до шести 681-кг мин или шести 908-кг, трех 114-кг и до 14 меньших бомб.

Правда "Ланкестер" мог так и не появится на свет, этому активно мешали "коллеги" из Хедли Пейдж с их "Галифаксом". Пришлось напрячь старые связи, навестить друзей в правящей верхушке и Авро смогли продолжать работы.

В июне 1940 года RAF заказали строительство прототипов "Ланкастера". А уже 9 января 1941 года состоялся первый полет. Такую скорость удалось получить благодаря тому, что очень много решений перекочевали с "Манчестера", хотя объем работ и оказался больше, чем казалось в начале.

В целом испытания подтвердили расчеты и по заказу от 6 июня 1941 года Авро начинает производство "Ланкастеров". Выпуск новых самолетов начался с 450 бортов, это полностью отменило сборку "Манчестера".

Сборка "Ланкастера" на заводе. Кроме завода Avro в Чаддертоне производство началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингеме, а также в Канаде на заводе Victory Aircraft в Мелтон, Онтарио
Сборка "Ланкастера" на заводе. Кроме завода Avro в Чаддертоне производство началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингеме, а также в Канаде на заводе Victory Aircraft в Мелтон, Онтарио

Наладить серийное производство удалось ударными темпами, к 1943 году каждый месяц авиационная промышленность выдавала 91 "Ланкастер", быстрее строили только истребители. Этого добились из-за продуманной в технологическом плане конструкции самолета. Он собирался из 36 крупных узлов, которые делали субподрядчики.

В общей сложности с 1942 по 1946 было выпущено 7 377 единиц, модификаций было всего 4, так что инженеры сразу сделали отличный самолет, что бывает очень редко.

Так что же с вооружением? О, тут все было очень очень хорошо. Бомбовое вооружение самолета размещалось только на внутренней подвеске. Кроме бомб, самолет мог нести и что-то иное, например, морские мины (6х681 кг).

"Ланкастер" с полной бомбовой нагрузкой
"Ланкастер" с полной бомбовой нагрузкой

Оборонительное вооружение на большинстве самолетов состояло из восьми пулеметов Browning калибра 7,69 мм. Они размещались в трех стрелковых башнях с гидравлическим приводом: передней (2 пулемета, боезапас — 1000 патронов на ствол), верхней (2 пулемета, 1000 патронов на ствол) и задней (4 пулемета, 2500 патронов на ствол). Небольшая часть самолетов оснащалась еще и нижней башней (2 пулемета, 750 патронов на ствол). Сама схема была полностью взята с "Манчестера".

Войсковые испытания совместили с боевым применением, 3 марта 1941 года 4 "Ланкастера" поставили морские мины рядом со Фризскими островами.

Архипелаг на северо-западе Европы в Северном море. Острова пролегают цепочкой вдоль побережья трёх стран с запада на восток на протяжении более 250 километров, отгораживая от Северного так называемое Ваттовое море.
Архипелаг на северо-западе Европы в Северном море. Острова пролегают цепочкой вдоль побережья трёх стран с запада на восток на протяжении более 250 километров, отгораживая от Северного так называемое Ваттовое море.

10 марта 1941 года 2 "Ланкастера" вылетели на бомбардировку Германии. Правда куда летали и как информации не сохранилось. В рамках войсковых испытаний выполнили 50 самолето-вылетов. Потери составили один разбитый при вынужденной посадке самолет из-за разрушения законцовок крыла.

По итогам испытаний:

  • изменили законцовку крыла;
  • демонтировали нижнюю турель, её почти не использовали;
  • установили ограничительное кольцо для верхней турели, которое мешало вошедшим в раж стрелкам превращать в решето свой самолет (случаи были);
  • увеличили размер баков, теперь запас топлива составлял 9 792 литра;
  • изменили форму створок бомболюков, из-за чего они стали еще больше, теперь в них можно было спокойно подвесить бомбы весом 3 632 кг и даже 5 448 кг
  • окончательно определились с бронированием. Часть благородной задачи возложили на саму конструкцию, увеличив толщину перегородок и силовых частей до 8-мм. А, например, турели бронировали в ходе их производства. Широко применялись бронеплиты, которыми защищали членов экипажа на своих местах.
"Ланкастер" в естественной среде обитания
"Ланкастер" в естественной среде обитания

"Ланкастеры" в бою.

Основной задачей для этих тяжелый бомбардировщиков было уничтожение промышленности Германии, удары по дамбам, хранилищам и т.д.

Британское командование почему-то считало, что четырехмоторные бомбардировщики смогут то, что не удавалось их двухмоторным предшественникам - дневные налеты на стратегические объекты противника. Результат в 1942 году не отличался от 1939 года. "Ланкастеры" тоже попробовали.

17 апреля 1942 года 12 самолетов отправили в налет на заводы дизелей фирмы MAN в Аугсбурге. На пути к цели зенитная артиллерия и истребители сократили их число до восьми. Несмотря на это, англичане продолжали двигаться вперед и отбомбились вполне успешно. На обратном пути еще три «Ланкастера» навсегда остались на континенте, а все пять, вернувшиеся домой, были повреждены. Однако дневные рейды на этом не завершились: последний был предпринят ровно через шесть месяцев — «Ланкастеры» атаковали заводы «Крезо» во Франции. В результате был потерян только один самолет из 93. А заводам был нанесен значительный урон.

Конечно, в британском командовании сидели не идиоты и живодеры. Для таких рискованных миссий была чисто прагматическая причина: в 1941 году разведка обнаружила крайне низкую эффективность ночных бомбардировок - лишь 50% бомб падали в районе цели, а остальные рассыпались по близлежащим полям (или населенным кварталам). В среднем три экипажа из четырех даже не могли с уверенностью утверждать, что они нашли цель! Поэтому использование светлого времени суток было попыткой повысить результативность ударов. Однако немецкая ПВО показала, что без надежного истребительного прикрытия дневные налеты на Германию будут «стоить» 50%-ных потерь. Появление в августе 1942 года первых "крепостей" В-17 с более мощным вооружением позволило внедрить "сменную" системы работы: в день выходили американцы, а для англичан оставалась ночь. Под это и была специфическая окраска у самолетов, классический зеленый верх и черный низ.

-8

Для повышения точности именно на «Ланкастерах» в конце 1943 года британцы впервые применили радиолокаторы для наведения и бомбометания. С помощью РЛС Н2S «Ланкастеры», преодолев Альпы, долетели до Генуи и Турина. Где отработали по целям тяжелыми бомбами 1 816 кг и 3 632 кг. Радиолокатор разместили под полупрозрачным обтекателем внизу задней части фюзеляжа

на этом фото хорошо виден полупрозрачный обтекатель с РЛС
на этом фото хорошо виден полупрозрачный обтекатель с РЛС

Наиболее захватывающей операцией в плане техники и тактики стали, конечно, атаки "Ланкастерами" плотин в Западной Германии. Операция "Апкип", проведенная в ночь с 16 на 17 мая 1943 года, по уничтожению плотин Моне, Эдер, Сорпе, Эннепе, Листер и Швельме.

Для миссия специально разработали оружие - прыгающие бомбы инженера Уоллеса. Они были цилиндрические, диаметром 127 см, длиной 152 см и весом 4 196 кг, из которых 2 994 кг - взрывчатка RDX.

"Ланкастер" во время операции "Апкип"
"Ланкастер" во время операции "Апкип"

Идея была интересной. Цилиндрическая бомба раскручивалась перед сбросом, сбрасывалась, прыгала по поверхности воды и, упершись в плотину, тонула. А затем гидростатический взрыватель активировался на глубине 9 метров, и происходил взрыв.

вот так должны были быть уничтожены плотины, схематично конечно.
вот так должны были быть уничтожены плотины, схематично конечно.

На задание вылетело 19 самолетов. Целями были плотины Моне, Сорпе, Эдер и Эннепе. Пять самолетов, сбросивших бомбы на плотину Моне, добились успеха. Разрушили и плотину Эдер. Две оставшиеся плотины устояли. А из вылетевших 19 машин на базу не вернулось 8.

"Ланкастеры" оказались и самыми удобными носителями бомбы "Тэллбой", конструкции того же Уоллеса, весом 5 448 кг. За штурвалами этих самолетов с увеличенным бомбоотсеком сидели те же парни, что бомбили плотины.

Эти же летчики из 617-й эскадрильи с "Тэллбоями" долгое время гонялись за линкором "Тирпиц". Вообще, прибить его британцы пытались всю войну. Еще в апреле 1942 года (только-только начав службу) "Ланкастеры" 44 и 97 эскадрилий пытались «достать» линкор 1 816-кг бомбами. Но не получилось.

"Тирпиц" после второй встречи с "Тэллбоями"
"Тирпиц" после второй встречи с "Тэллбоями"

Наконец, с третьего раза, 12 ноября "Ланкастеры" снова сбросили 28 "Тэллбоев". И две бомбы наконец-то попали куда надо. "Тирпиц" опрокинулся и закончил войну. А 9-я и 617-я эскадрильи стали специалистами по точному бомбометанию особо крупных боеприпасов. Две эти эскадрильи сбросили 90 % (854) бомб типа "Тэллбой" за время войны.

наверное самое известное фото "Гранд Слэм" массой 9 988 кг во время погрузки
наверное самое известное фото "Гранд Слэм" массой 9 988 кг во время погрузки

Но "Тэллбой" не самая большая бомба в арсенале "Ланкастера". Была еще "Гранд Слэм" массой 9 988 кг... 14 марта 1944 года 14 "Ланкастеров" с "Тэллбой" и один с "Гранд Слэм" уничтожили Билефельдский виадук в одноименном городе в земле Северный Рейн-Вестфалия. Это была первая из 41 "Гранд Слэм", сброшенных 617-й эскадрильей до конца войны. На самом деле, виадук ценности никакой не имел, обходной путь был построен давно, сразу как только британцы начали бомбить его. Так что – политическая акция, не более того.

Билефельдский виадук после попадания "Гранд Слэм"
Билефельдский виадук после попадания "Гранд Слэм"

Мнение.

Многие эксперты считают "Ланкастер" лучшим бомбардировщиком RAF во Второй Мировой войне. Для этого у них есть все основания, Ланкастеры» в период с 1942 по 1945 годы совершили более 155 000 боевых вылетов и сбросили на немцев более 600 000 тонн бомб. Если бы кто-то во время Второй Мировой войны устроил в Германии опрос на тему "Какой самолет самый ненавистный для немцев", нашему сегодняшнему герою точно досталось бы одно из призовых мест.

Но это обусловлено в первую очередь грамотной тактикой его применения, а не его выдающимися техническими или летными характеристиками, хотя нужно признать, что самолет вышел отличным. Его боевая служба продолжалась до 1950 года, а количество модификаций можно пересчитать по пальцам одной руки.

Экипаж состоял из первого пилота-командира, второго пилота, штурмана-наблюдателя-бомбардира, двух стрелков-радистов и двух просто стрелков. Итого семь человек
Экипаж состоял из первого пилота-командира, второго пилота, штурмана-наблюдателя-бомбардира, двух стрелков-радистов и двух просто стрелков. Итого семь человек

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!