Действительно ли он был крепостью?
Одним из символов участия Америки (или как её тогда называли в СССР - «Северо-Американские Соединённые Штаты») стал бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость»).
Так был ли он крепостью?Конечно, нет, в крепости должны быть ворота, ров и комендант, а сведений о наличии всего этого в бомбардировщике до нас не дошло. Ладно, если опустить сарказм, то Б-17 действительно вооружался от 5 до 13 (в зависимости от модификации) пулемётами калибра 12,7-мм, что вкупе с прицельной дальностью до 1 км давало ему очень приличную по тем временам защиту от огня истребителей, эффективная дальность ведения огня которых не превышала 300-400 м.
В чём была сила «крепости»?
В первую очередь - это его лётные характеристики:
- дальность до 4100 км в зависимости от бомбовой нагрузки,
- сама бомбовая нагрузка до 8 тонн в зависимости от требуемой дальности,
- скорость до 500 км/ч (и это для конструкции второй половины 30-х годов!),
- практический потолок (высота полёта) до 11 км, что сопоставимо с современными гражданскими авиалайнерами.
Вторым немаловажным фактором были успешно реализованные показатели живучести машины (это способность лететь и успешно садиться при наличии повреждений).
Четыре двигателя, протектирование (защита) ряда критически важных систем и их дублирование, а также защита бронепанелями и средствами индивидуальной броневой защиты членов экипажа зачастую позволяли «крепости» возвращаться на базу буквально «на честном слове и на одном крыле» (но об этом чуть позже).
Кроме того, в «крепости» использовались передовые авиационные технологий того времени: самая совершенная бортовая электросеть, автопилот (в том числе для управления группой самолётов на боевом курсе, т.е. когда бросают бомбы), вычислительный прицел, радиолокационное оборудование, высотная кислородная система экипажа и прочее, и прочее, и прочее.
Ну и, конечно же, самолётов было построено немало - более 12 тысяч бортов - что само по себе создавало возможность их массированного применения.
Были ли у «крепости» недостатки?
Конечно были. Среди них, как ни странно, слабая защита от огня истребителей, особенно спереди. Про защищенность самолёта от прямого попадания зенитных снарядов и говорить не приходится. Очевидна и хреновая (по сравнению с истребителем) маневренность, что не добавляла оптимизма американским лётчикам.
Условия работы экипажа были не самыми благоприятными, а при полётах в холодное время года или на высотах свыше 3 тысяч метров в негерметичных кабинах было не только холодно и кислородноголодно, но и воняло. Бомбардировка свободно падающими бомбами (никаких тебе «умных» бомб, только чугуний, только хардкор!) особой точностью не отличалась.
Другим существенным недостатком была требовательность машины к пунктам базирования, техническому обслуживанию и квалифицикации лётного и наземного персонала. В частности, эта проблема не позволила в полной мере использовать Б-17 с советских аэродромов, но об этом ниже.
Как использовали Б-17?
Любая техника, будь то оружие или робот-пылесос, имеет свои преимущества и недостатки. Задача оператора - применять её таким образом, чтобы максимально задействовать преимущества и нивелировать недостатки.
Как уже упоминалось, Boeing обладал хорошей дальностью, нёс много килограммов бомб, летел быстро и мог неплохо отстреливаться, а также терпеть отдельные попадания, и даже много попаданий. Из минусов - от атак истребителей было особо не увернуться, да и базироваться нужно было на хорошо оснащённом аэродроме.
Решение, как всегда, назрело в тактике - самолёты применялись массированно, т.е. летали большими группами по несколько десятков, а то и сотен машин.
Такие группы выстраивались в некотором подобии клеток на шахматной доске, что позволяло более эффективно прикрывать себя и соседа. Вместе с истребительным эскортом (ближе к концу войны, с появлением более дальних машин, такое сопровождение могло находиться рядом в течение уже всего боевого вылета) атака идущей к цели группы делалась не только сложной, но и опасной задачей. Плюс такое построение обеспечивало массированное бомбометание и существенно повышало вероятность поражения наземных целей, а иначе зачем всё это?
Впрочем, строгое выдерживание боевого порядка, курса и скорости имело и недостатки - плотно идущие бомбардировщики (иногда интервал и дистанция между ними не превышали нескольких метров) были хорошей целью для зенитной артиллерии, из-за чего чувствительные потери «крепости» несли именно от огня с земли, и лишь ущербность наземных средств ПВО того времени позволяла рассчитывать на успех боевого вылета.
Иногда самолёты забирались выше, принося в жертву точность попадания, иногда следовали волнами, вынуждая расчёты «разряжать» боекомплект, в общем, крутились как могли. Ближе к концу войны стали использоваться бомбардировки по радару, что позволяло эффективно поражать цели даже в условиях облачности, и зенитчики били в буквальном смысле «в молоко». Не стоит забывать, что Б-17 часто «работали» в дневное время, т.е. прицельно, что также влекло за собой большие потери.
Другой интересной особенностью «семнадцатых» стало их сосредоточенное базирование: машинка была довольно-таки продвинутая, потому и требовала наличия специальной техники, складов уникальных запасов, и так далее. Из-за этого самолёт применялся в основном на европейском театре военных действий, базируясь на британских островах, хотя успел повоевать и на Тихом океане, и даже в Северной Африке. Кроме того, самолёт практически не передавался союзникам, так как «потянуть» его обслуживание они были не в состоянии.
Интересен был замысел «челночных налётов». Вылетев с британских островов и отбомбившись по целям на территории Германии, крепости не летели обратно, а садились на советские аэродромы, где, пополнив запасы топлива и вооружения, вылетали в Италию, также нанося по пути бомбовые удары; в свою очередь, дозаправившись и вооружившись в Италии, бомбардировщики летели обратно в Британию, и всё повторялось снова. К сожалению, советская сторона не смогла обеспечить должный уровень наземного обслуживания «крепостей», все необходимое завозилось из-за океана, в советском тылу развёртывался персонал американских баз, что в условиях уже тогда существовавшего взаимного недоверия не способствовало конструктивному взаимодействию союзников.
В конечном итоге операцию свернули после того, как группа бомбардировщиков была уничтожена люфтваффе прямо на аэродроме.
Самолёт был героем многочисленных фильмов, из которых особенно хочется выделить два. Первый - «Мемфисская красотка» (1990 г.) с Мэтью Модайном (рядовой Шутник из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика) и Билли Дзейном (говнистый жених Розы из «Титаника»).
Поражает масштаб съёмок с огромным количеством летающих раритетов, в комплекте идут американский девственник и выпуск шасси вручную.
Второй - Twelve O'Clock High (1949 г., в СССР/России - «Вертикальный взлёт», да, вот такой перевод!) с одним из главных красавцев Золотой эпохи Голливуда Грегори Пеком в главной роли (тот самый репортёр- ухажёр принцессы из «Римских каникул»). Фильм не столько о самолёте, конечно, сколько о людях, однако гнетущая атмосфера позволяет сделать вывод о характере и интенсивности боевой работы Б-17 в небе над оккупированной Европой. Говорят, фильм до сих пор используется командирами старшего и высшего звена армии США в качестве учебного пособия по управлению подразделением в сложных ситуациях.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!