В силу сложившейся недавно ситуации в стране российские автолюбители теперь вынуждены обычно выбирать новые автомобили отечественных или китайских брендов. Но при этом далеко не все знают, какие именно легковые или пассажирские авто производятся в нашей стране. Нередко могут назвать лишь ВАЗ или УАЗ, а потому будут сильно удивлены, что на 2024 год в России существует целых семь производителей таких машин.
История отечественного пассажирского автомобилестроения началась ещё до октябрьской революции. Уже тогда в России стали выпускать первые подобные автомобили. Продолжилось развитие данной отрасли и в советские годы. Тогда же появились такие известные марки, как УАЗ, ГАЗ и ВАЗ, существующие и по сей день. В перестроечные и постперестроечные времена некоторые заводы канули в лету или временно прекратили свою работу, но впоследствии были возрождены, как Москвич.
И в 90-е годы, несмотря на все проблемы и сложности, в стране не переставали выпускать легковые машины. Активно развиваться и совершенствоваться эта отрасль стала вновь лишь в новом тысячелетии. При этом развитие было нестабильным. Отмечались, как успехи, так и явные неудачи. Но всё кардинальным образом изменилось в 2022 году, когда отечественный рынок покинули многочисленные ранее популярные у нас зарубежные автопроизводители. Российской промышленности и бизнесу пришлось резко перестраиваться на новый лад. При этом заводам отечественных марок удалось выжить и остаться на плаву. Кроме того, быстро появились и начали стремительно развиваться и новые бренды. В этой связи расскажем, кто на сегодняшний день в стране производит легковые или пассажирские машины.
АВТОВАЗ (бренд Lada)
Безусловно, это – настоящая легенда и лидер отечественного автопрома на многие годы. Компания и в столь тяжёлых условиях не прекратила выпускать автомобили, а наоборот – создаёт новые модели, ищет новых поставщиков и партнёров. Сегодня производство ведётся на Волжском автозаводе в Тольятти, в Ижевске и начинается в Санкт-Петербурге на бывшем предприятии Nissan. Под этой маркой сейчас производятся три основных легковых модели, среди них- и самая дешёвая такая машина на российском рынке. Это – Lada Granta, которая в минимальной комплектации стоит около 700000 рублей. Также компания выпускает Lada Vesta, Niva Legend и Niva Travel. Предприятию ввиду западных санкций пришлось временно упростить комплектации своих моделей. Но в настоящее время современные опции постепенно возвращаются за счёт новых поставщиков комплектующих.
УАЗ
Автозавод в Ульяновске также работает не один десяток лет. Сейчас он выпускает ставшие легендами микроавтобусы, прозванные в народе «Буханками», и небольшие грузовички – «Головастики». Кроме того, под этой маркой выходят внедорожники УАЗ Hunter и более современные - Patriot. Продукция бренда имеет немало недостатков, но есть у неё и достоинства. Поэтому неудивительно, что у неё есть свои поклонники и покупатели среди ценителей внедорожного и проходимого легкового транспорта. Завод также коснулись санкции, которые привели к необходимости упрощения комплектаций. Сегодня предприятие активно идет пути выхода из данного положения.
ГАЗ
Завод в Нижнем Новгороде на сегодняшний день не производит никаких легковых авто, зато выпускает пассажирские микроавтобусы Соболь с задним и полным приводом и улучшенную модель – Соболь NN, оснащённую только задним приводом.
Aurus
Предприятие в Татарстане выпускает машины представительского класса для представителей высшей власти, президента и крупных чиновников. Стоимость таких бронированных авто, созданных по индивидуальному заказу, составляет 43 миллиона рублей и более. Примечательно, что все модели – исключительно отечественной разработки. Это – лимузины Senat, кроссоверы или внедорожники Komendant и микроавтобусы Arsenal, выпуск которых запланирован на ближайшее время. Не исключено, что компания станет производить и более доступные по цене модели бизнес- и премиум-класса для обычных россиян.
Москвич
Этот бренд был возрожден в 2022 году в Москве. Производство автомобилей под данной, известной отечественным жителям ещё с советских времён маркой, возобновили на знаменитом столичном заводе, где ранее выпускались «Москвичи», а впоследствии – собирали Renault. Основой для новой модельной линейки послужили актуальные китайские модели JAC, которые получили в России не только иное название, но и некоторые доработки. Сейчас на автозаводе собирают кроссоверы Москвич 3 с бензиновым двигателем, электрокроссоверы Москвич 3е и лифтбеки Москвич 6. Эти авто отличаются доступной в сегодняшних реалиях ценой и множеством иных плюсов. Но имеются и отдельные минусы, несмотря на которые машины пользуются относительно неплохим спросом.
Evolute
Эта новая отечественная марка также два года на слуху у тех, кто интересуется легковыми автомобилями. Она появилась в Липецкой области силами компании «Моторинвест». Под этим брендом на заводе, где раньше собирали авто производителя Greet Will, начали выпуск электрокаров I-Pro и машин с электродвигателями иных моделей. Все авто созданы на основе электромобилей китайского бренда Dongfeng. Благодаря российской сборке, удалось сделать стоимость таких машин ниже, чем моделей популярных электрокаров зарубежного производства. Но, несмотря на это, подобные авто пока слишком дороги для большинства россиян. Есть у них и определённые сложности с эксплуатацией в отечественных условиях. Поэтому будущее данного производителя пока относительно туманно и неизвестно.
Sollers
Эту российскую марку, наверное, вспомнят далеко не все автолюбители страны. Сегодня под ней с конвейера сходят пикапы ST6, микроавтобусы и небольшие фургончики Atlanta и лёгкие грузовые автомобили Argo. Прообразом для всех из них оказались соответствующие модели JAC из Китая. Но в России такие машины не просто собирают под новым именем, но и тщательно адаптируют под отечественные условия и потребности. Стоит отметить, что ранее предприятие собирало УАЗы и иномарки множества популярных мировых брендов.
Вот такие легковые машины, оказывается, сейчас производят в нашей стране. Одни из них хорошо знакомы автолюбителям, другие же – пока почти неизвестны. Также на сегодняшний день сложно говорить и о будущем некоторых производителей. Но, несмотря на это, отечественная легковая автомобильная промышленность продолжает развиваться и совершенствоваться.