Найти в Дзене
DocsInBox

ИИ для рестораторов: сопоставление номенклатур без участия человека

Оглавление

Одна из ключевых задач DocsInBox — автоматизировать ресторанный бизнес и взаимодействие с поставщиками. Мы часто внедряем современные технологии в продукт, в том числе искусственный интеллект. В статье рассказали, как применили ИИ для задачи сопоставления номенклатур.

Зачем использовать ИИ в ресторане

В каждом ресторане есть сотрудник, которым работает с документами, включая накладные. Эту кропотливую работу нельзя автоматизировать, поэтому она регулярно отнимает время и усилия человека. Например, с DocsInBox приёмка документов в ресторане происходит так:

1. Поставщик отправляет документ ресторану через:

  • электронную почту,
  • API DocsInBox,
  • EDI-систему,
  • ЕГАИС,
  • провайдера ЭДО.

2. Сотрудник заведения заходит в систему DocsInBox и видит новый документ.

3. Сверяет документ с поставкой в реальности, при необходимости дополняет документ.

4. Сопоставляет номенклатуры исходного документа и ресторана.

5. Выгружает документ в учётную систему ресторана.

Помимо длительности процесса, есть другие трудности: на одну и ту же поставку может приходить разный набор документов, кроме того, одни и те же товары могут быть названы по-разному из-за требований систем.

Это особенно актуально для поставок алкоголя. На одну и ту же поставку может прийти сразу три документа: накладная из ЕГАИС, электронная накладная и УПД от провайдера ЭДО. Все они содержат уникальные данные и только вместе дают полную информацию о поставке. Номенклатуры во всех этих документах могут быть разными.

-2

Ещё один пример — мета-номенклатуры: например, поставщик присылает клюкву, бруснику и смородину а в учётной системе заведения эти позиции числятся как «ягода». Подобные ситуации часто приводят к хаосу в учётных системах.

Итак, основные сложности при сопоставлении номенклатур:

  • Сотрудников необходимо дополнительно обучать.
  • Высока вероятность человеческой ошибки при обработке документов.
  • Нужно обрабатывать несколько документов для одной поставки.
  • Нельзя полностью автоматизировать процесс обработки документов.

Чтобы помочь клиентам справиться с этими препятствиями, мы решили внедрить искусственный интеллект в DocsInBox. Сервис возьмёт на себя функцию сопоставления номенклатур, чтобы автоматизировать процесс обработки документов и упростить работу сотрудников заведения.

Главное об ИИ от DocsInBox

Для упрощения процесса сопоставления номенклатур мы используем NLP (natural language processing): обработку естественного языка. NLP позволяет обучить модель распознавать смысловые единицы в тексте и выделять их в разные категории.

Наш сервис NLP сейчас находится на стадии доработки для внедрения в систему DocsInBox. Ядро сервиса — нейросеть, которая обучена на данных из:

  • документов поставщиков,
  • документов от государственных сервисов,
  • решений пользователей по сопоставлению номенклатур, выполненных вручную.

Эти данные собираются с 2016 года. Вся информация абсолютно деперсонифицирована: специальный алгоритм убирает любые упоминания компаний, юрлиц, торговых марок и т. д.

Объём данных, на которых обучается ИИ:

  • более 30 млн электронных накладных,
  • более 50 млн документов из госсервисов,
  • более 11 млн ручных сопоставлений.

В DocsInBox каждый месяц обрабатывается более 1 млн документов с данными о номенклатурах. Все они используются для обучения модели.

Принцип работы системы

1. Когда DocsInBox внедряется в заведения, сотрудник этого заведения вносит в сервис данные учётной системы заведения. Так DocsInBox получает номенклатуры заведения, которые будут участвовать в сопоставлении. Необходимые параметры номенклатуры — название и единицы измерения.

2. Обученная NLP-модель в фоновом режиме работает с данными, полученными из учётной системы ресторана. Чтобы сравнивать между собой номенклатуры, модель анализирует информацию по каждой номенклатуре.

3. Когда приходит новый документ от поставщика, NLP-модель DocsInBox применяется к каждой строке документа. После этого система находит самые похожие номенклатуры в учётной системе ресторана. Изнутри системы это выглядит так:

-3

Результат этих вычислений — список номенклатур заведения, который отсортирован по коэффициенту схожести и проценту "уверенности" модели в том, что номенклатуры совпадают.

Для строчек, где процент уверенности модели более 80%, номенклатуры сопоставляются автоматически. Для остальных строк модель предлагает пользователю варианты сопоставления из учётной системы заведения. Пользователь может выбрать один из вариантов или ввести собственный в ручном режиме.

4. Если пользователь выбрал сопоставление вручную, его решение сохранится в базе данных и будет использовано для автоматического дообучения модели NLP в будущем.

Разработанную языковую модель можно использовать не только для сопоставления номенклатур. В планах — использовать её для категоризации номенклатур, связывания документов и других задач по сравнению разных характеристик документов.

Типичный use case применения ИИ

1. Клиент подключается к DocsInBox и загружает номенклатуру заведения в систему. Сервис языковой модели фоново анализирует все загруженные номенклатуры.

2. Поставщик загружает документ для заведения в DocsInBox. Сервис языковой модели анализирует все строки документа. Для каждой строки просчитывает подходящую номенклатуру из учётной системы ресторана и вставляет в документ.

3. Сотрудник заведения заходит в DocsInBox, видит документ от поставщика, проверяет его и подтверждает сопоставление номенклатур. Информация остаётся в базе данных и используется для дообучения модели.

4. Сотрудник заведения выгружает документ в его учётную систему.

Можно пропускать пункты 3 и 4, и тогда при полностью автоматическом сопоставлении документ автоматически загрузится в учётную систему ресторана или бара без участия сотрудника.

Сейчас такое использование NLP-модели в процессе тестирования. В будущем она будет встроена в архитектуру DocsInBox, чтобы клиенты могли использовать ИИ в работе заведения и снизить издержки на ручную работу. Но и сейчас DocsInBox помогает сделать работы с накладными комфортнее: мы автоматически загружаем данные в номенклатуре вашего заведения, контролируем закупочные цены и позволяем работать с документами в одном удобном интерфейсе. Оставьте заявку на нашем сайте, мы свяжемся с вами и обсудим возможности автоматизации вашего заведения.