Новый претендент на звание лучшего универсала?
Factor представили второе поколение своей ключевой модели универсального аэрошоссейника Ostro VAM. Обещают, что обновлённая версия на 7Вт быстрее оригинала на 48км/ч и на 267.8г (ага, до десятых грамма) легче.
Также Factor утверждают, что в ряде испытаний Ostro оказался быстрее своих главных конкурентов Specialized S-Works Tarmac SL8 и Cervélo S5!
Да и по весу новинка не собирается сдавать позиций, боевой вес обещают аккурат под 6.8кг, благодаря изменениям в раме и новым аэроколёсам Black Inc 48/58 весом 1,270г.
Модель в дешёвых комплектациях даже не предлагается, самая простая сборка идёт на Shimano Ultegra Di2 R8100 с колёсами Black Inc за €8,849. Самая дорогая на SRAM Red eTap AXS стоит €11,049.
В разработке новой версии стояла задача сделать Ostro VAM быстрее и легче, не потеряв в управляемости и комфорте.
Аэродинамику оптимизировали от передней грани и назад, стараясь по возможности перенаправлять воздушные потоки вокруг райдера. Фреймсет разбили на пять зон, каждую из которых подгоняли под текущий регламент UCI. Аэродинамику смогли улучшить в четырёх из пяти зон, вес удалось скинуть с трех из пяти. Жёсткость старались сохранить во всех местах, несмотря на улучшения аэродинамики и снижение веса.
Зона 1. Вилка
Вилка образует значительную часть передней грани байка, поэтому ей было уделено особое внимание. Factor улучшили её показатели за счёт более узких и глубоких профилей ног.
Также была оптимизирована корона вилки, она стала жёстче и более аэродинамически оптимизирована для работы с широкими покрышками без увеличения веса.
Точки крепления тормозного калипера и дропауты под оси также были пересмотрены.
А ещё ребята говорят, что на врутренней стороне вилки добавили "очень мелкие детали на поверхности, чтобы помогать воздушным потокам проходить рядом с вращающимся колесом." Что это за детали пока не ясно, подождём детальных фоточек.
Зона 2. Рулевая труба
Труба получила более выраженную форму песочных часов. Factor говорят, что это позволяет воздушным потокам дольше не срываться с обводов рамы, благодаря чему снижается сопротивление. Также такая форма помогает направлять воздушные потоки между ног райдера, снижая общее сопротивление системы.
Профиль рулевой трубы стал глубже и подбирался из целого ряда разработанных вариантов, которые затем "продували" вычислительными методами, чтобы найти наиболее подходящий для работы как с низкими, так и с высокими углами рыскания, то есть как с лобовым, так и с боковым ветром.
Более узкий профиль также позволил немного снизить вес узла.
Зона 3. Верхняя труба
Верхней трубе придали форму вытянутого аэропрофиля, чтобы воздушные потоки за рулевой трубой как можно дольше не срывались и доходили до задней части байка с наименьшими потерями.
Новая тонкая форма также позволила снизить вес, но при этом не потеряла жёсткости, Factor говорят, что её профиль позволяет лучше распределять нагрузки по длине.
Зона 4. Подседельная труба и штырь
Благодаря послаблениям в техническом регламенте UCI Factor смогли переиграть заднюю часть байка для достижения значительных улучшений аэродинамики и снижения веса.
Так отказ от правила 3:1 по отношению к профилям труб и снижение минимально допустимой ширины труб позволили сделать заднюю часть байка заметно уже.
Новый подседельный штырь на 36% уже предыдущего, верхняя часть подседельной трубы на 20% уже.
Нижняя часть подседельной трубы получила более явный вырез под заднее колесо. Дуга подседельной трубы охватывает 28мм покрышку и обод, создавая с ними цельную аэродинамичную форму.
Зажим подседела переехал назад, отказ от клинового зажима спереди позволил снизить вес и решить небольшой недостаток предыдущей модели, где для регулировки высоты седла требовался специальный инструмент.
Зона 5. Кареточный узел
В зоне каретки Factor решили не вносить каких-то изменений, только ради того, чтобы что-то поменять. Небольшие доводки перехода с нижней на подседельную трубу позволили самую малость улучшить аэродинамику, но инженеры просто старались сохранить жёсткость в кареточном узле, так как здесь она очень важна для отзывчивости байка на педалирование.
Быстрее конкурентов?
Заявленный вес окрашенной рамы Ostro VAM 54-го размера 820г, предыдущая весила 865.2г.
Тут, правда, хочется вспомнить, что первое поколение Ostro VAM презентовали с заявленным весом 780г в размере 54см, но тогда речь шла об ультра-лёгкой "мерцающей" покраске Flicker, а сейчас говорят о более тяжёлой покраске "хром/чёрный".
В целом на комплекте из рамы, вилки, подседельного штыря, комборуля и новых колёс Factor смогли сбросить 267.8г.
Для примера, рама облегчённого горняцкого Factor 02 VAM имеет заявленный вес 730г, включая мачту подседельной трубы (там подседел надевается на раму, а не вставляется внутрь). Правда у того же универсала с хорошей аэродинамикой Specialized Tarmac SL8 вес топовой рамы сумасшедшие 685г.
Но на это Factor отвечают, что их новый Ostro VAM более аэродинамичен, чем Tarmac SL8 как при фронтальном ветре, так и при боковых. А по сравнению с очень аэродинамичным Cervelo S5, Ostro быстрее при большинстве углов набегающих потоков, кроме лобового.
Причём Factor отмечают, что тестировали эти байки как в исходной конфигурации, так и на нормализованных компонентах и результаты оставались схожими.
По геометрии менять ничего не стали. Предлагают Ostro в семи размерах от 45 до 61см.
Новые колёса Black Inc 48/58
Комплект колёс разрабатывался в тандеме с байком и состоит из ободов с разной глубиной профиля 58мм сзади и 48мм спереди, оптимизированных под 28мм покрышки.
Оба обода идут с внутренней шириной 23мм и с бортами с зацепами (или крюками, не хуклесс) для возможности использования с клинчерными и бескамерными покрышками.
Форма ободов рассчитана на создание "настоящего аэропрофиля" с 28мм покрышкой, который будет работать в широком диапазоне углов при боковых ветрах. Тесты показали, что старые колёса Black Inc 45 дают меньшее сопротивление при лобовом ветре, но хуже работают при боковых порывах и весят больше.
Кстати о весе, в сочетании с новыми втулками и карбоновыми спицами заявленный вес комплекта составляет всего 1,270г.
Причём высокие фланцы новых втулок и карбоновые спицы позволили повысить торсионную жёсткость колёс, что положительно сказывается на управляемости и ощущениях.
Аэрофлягодержатели Black Inc
Для нового байка Factor разработали ародинамичные флягодержатели под стандартные фляги, дающие небольшие, но измеримые преимущества. На первый взгляд они чем-то похожи на флягодержатели нового Giant Propel.
Флягодержатель на нижней трубе своим корпусом закрывает зазор между трубой и флягой, сглаживая потоки и снижая сопротивление.
А для подседельной трубы флягодержатель разработали с другим подходом - его аэродинамика рассчитана на то, что ближе к финишу гонщики выбрасывают фляги и спринтуют налегке. Корпус пустого флягодержателя работает как предкрылки на самолётах для лучшего обтекания подседельной трубы.
Предлагается Factor Ostro VAM 2024 в виде фреймсета из рамы, подседела и комборуля за €5,799 или фреймсета с колёсами за €8,799, а также в виде байков в сборе на топовых и предтоповых группах Shimano и SRAM.
Причём сборка на Ultegra Di2 стоит всего на €50 дороже, чем фреймсет с такими же колёсами.
factorbikes.com