🚒 Автоцистерна пожарная АЦ-30 (130)-63А.
🤩 Наконец-то мне удалось словить живую 63А, за которой много лет гонялся!
🚧 Да, это уже не пожарка. Но, пожалуй, от этого машина представляет для нас ещё больший интерес. Данный автомобиль давно «завязал» с опасной работой. Был перекрашен, лишён спецсигналов, ПТВ, пеналов, родного заднего отсека. И нынче служит в харьковском КСП «Дорремстрой». Перевозит бригады дорожный рабочих и инструменты. Часто таскает прицепной битумоварочный котёл.
🏭 АЦ-30 (130)-63А выпускалась на Прилукском заводе ППО с 1966 по 1983 г.г., являясь модернизацией первой автоцистерны на шасси нового на тот момент ЗИЛ-130 - АЦ-30 (130)-63. Позже её заменила до боли знакомая всем АЦ-40 (130)-63Б, которой я уже посвятил десяток постов. При этом около пяти лет цистерны 63А и 63Б производились параллельно.
🔢 Всего было выпущено 16 161 АЦ-30 (130)-63А.
📌 Интересно, что в начале 1970-х годов эта АЦ получила более производительный насос ПН-40У вместо ПН-30КФ, однако на маркировке это не отразилось. И до конца выпуска машина шла как АЦ-30, а не АЦ-40. Связывают это с бюрократической составляющей, в частности, со сложностями в перерегистрации технических условий на выпускаемую продукцию.
📌 Упомяну, чем же отличается модель 63А от своей последовательницы 63Б. На 63А меньше запас огнетушащих веществ: 2100 л воды и 150 л пенообразователя (против 2350 л воды и 165 л пенообразователя на 63Б). Кузов уже. Напорные патрубки не убраны в лючки, а торчат снаружи (на фото они демонтированы). На юбке кузова имеется изящный выступающий обвод колёсной арки.
🥇 Многие специалисты считают именно модель 63А лучшей АЦ Советского Союза, превосходящей даже знаменитую 63Б. Объясняется это большей простотой, а от того и более высокой надёжностью. Ветераны пожарной охраны достаточно тепло отзывались о машине.
📷фото: Егор Явников
📔литература: Пожарный автомобиль в СССР: в 6 ч./А. В.Карпов, Москва, 2012
Ч.2: Пожарный типаж т.1: Краеугольный камень/ А. В. Карпов - 456 с.