Мы поговорим о знаменитом грузовике МАЗ-200. Он начал производиться 10 января 1951 года на автомобильном заводе в Минске. Однако, при его создании, он был известен под именем ЯАЗ-200 и выпускался Ярославским автомобильным заводом ещё в 1947 году. Затем на его основе был создан автомобиль ЯАЗ-205, который также оснащался аналогичным двигателем. Фактически, именно его и считают первым МАЗом.
Все началось на фронте в 1943 году. Было уже тогда понятно, что без мощного тягача достичь победы будет сложно. В результате эта проблема была передана на решение конструкторам Ярославского автомобильного завода.
Советские конструкторы автомобилей, безусловно, обладали большим талантом. Однако их лучшие идеи часто возникали в результате симбиоза - когда бралась передовая иностранная идея и адаптировалась для наших условий. Именно этот подход был использован при создании нашего главного героя - грузовика МАЗ-200.
При создании МАЗ-200 использовался американский аналог GMC в качестве основы. ЯАЗ-204, четырёхцилиндровый двухтактный дизель мощностью 110 лошадиных сил с прямым впрыском через отдельные насос-форсунки и прямоточной продувкой, являлся копией двигателя GMC 4-71. Во время войны ЯАЗ получил от Америки по ленд-лизу технологию и оборудование для капремонта этих дизелей, что стало сюрпризом для союзников: ЯАЗ начал производить их без приобретения лицензии.
Как это часто бывает, тяжкий труд и бессонные ночи одних приносят плоды и славу совсем другим. Это произошло и с данной моделью. Даже ее имя, вошедшее в историю, отличается от исходного.
Во время тестов, МАЗ-200 продемонстрировал отличные динамические характеристики и отличную управляемость. В результате, ЯАЗ получил госзаказ на ежегодный выпуск 25 тыс. грузовиков и 40 тыс. серийных двигателей и запчастей к ним. Этот заказ совпал с перемещением производства из Ярославля на Минский автомобильный завод.
Дальнейший ход событий показал, что условия послевоенного времени и возможности Ярославского завода не позволили бы выполнить государственный заказ полностью. За 5 послевоенных лет удавалось выпустить только 50–70% от планируемого количества. В начале 1950-х годов стало ясно, что ЯАЗ вообще не сможет достичь предполагаемого объема производства. Поэтому выпуск новой модели в 1951 году был передан на Минский автомобильный завод.
Таким образом, все лавры за ярославские разработки достались белорусским специалистам, и сам автомобиль был переименован в МАЗ-200. Несмотря на то, что производство не было полностью запущено, ЯМЗ продолжил выпуск грузовиков модели 200 в течение года.
В 1942 году во время оккупации немцы организовали и построили крупный завод возле деревни Красное Урочище в 7 километрах от центра Минска. 30 гаражей для ремонта автомобилей принадлежали компании «Даймлер-Бенц». На этих гаражах работало более 5 000 рабочих, включая военнопленных и местных жителей. Таким образом, у нас было место для сборки наших грузовиков.
Производственные мощности белорусского завода позволили рассчитывать на то, что народное хозяйство получит необходимые для его восстановления крупнотоннажные грузовики в полном объеме. Вертикальная радиаторная решетка стала единственным заметным отличием минской модели от оригинала.
Сопутствующий успеху и популярности автомобиля вывели его на голубые экраны. Он появлялся в фильмах «Дело Румянцева» и «Берегись автомобиля». В последнем фильме появился автокран на его шасси, который помог выкрасть Волгу из гаража. Иногда появлялся и в других кинолентах того времени.
На шасси МАЗ-200 было создано множество специальных автомобилей. Надежность и хорошие технические характеристики привели к созданию модификаций для специальных целей на этом же шасси. Параллельно был создан вариант грузовика с формулой 4x2 для нужд Советской Армии. Он имел тентованный кузов с откидными скамейками для перевозки военнослужащих.
– Технические характеристики МАЗ-200: грузоподъемность, мощность двигателя, максимальная скорость и т.д.
– Особенности конструкции и дизайна
Советская копия американского MACK L?
Как упоминалось ранее, дизайнеры МАЗ-200 были вдохновлены конструкциями американских грузовых автомобилей того времени. Двигатель нового автомобиля был почти точной копией американского GMC, и форма кабины была слишком похожа на предвоенный MACK L. Однако материал, используемый для изготовления кабины, был выбран поистине по-русски.
Послевоенный дефицит стальных листов в стране привел к необычному решению для изготовления автомобильных кузовов. Кабину грузовика сделали из плотной породы дерева, обшитой тонкими листами металла. Эта техника оказалась очень успешной. Ее также использовали при создании вагонов электричек и других транспортных средств Советского Союза.
У модели были и другие преимущества:
– Колеса, аналогичные Mercedes L4500
– Синхронизаторы передних передач
– Тахометр
– Насос-форсунки
У этой модели были свои “особенности”. Одной из них была очень холодная кабина. Водители, прошедшие войну, без труда справлялись с этой проблемой. В холодное время они проделывали отверстие в деревянной обшивке около моторного отделения, чтобы тепло двигателя проникало в кабину и согревало водителя.
Зимняя эксплуатация была самой сложной для водителей. Применение передовых зарубежных технологий помогло МАЗ-200 достигнуть более высокого качества по сравнению с некоторыми европейскими конкурентами того времени. Именно поэтому минские грузовики экспортировали в другие страны. Можно легко отличить такие экземпляры по голубой кабине. Для внутреннего рынка, все еще не оправившегося после ужасов войны, создавали грузовики защитного цвета. После переноса производства тяжелых грузовиков из Ярославля в Минск, медведя на эмблеме заменили зубром. Последний стал символом линейки мощных белорусских грузовиков.
МАЗ-200, технические характеристики годы выпуска - 1951-1965;
производитель - Минский автомобильный завод;
класс - грузовой; компоновка - заднеприводная, переднемоторная;
колесная формула - 4 х 2.
Двигатель:
марка - ЯАЗ 204А;
расположение – продольное;
тип – дизельный;
система питания – форсунки высокого давления;
рабочий объем цилиндров - 4 654 куб/см;
мощность - 110 л. с. при 1300 оборотах в минуту; крутящий момент – 460 Нм, при 1200-1400 оборотах в минуту;
число цилиндров - 4;
Габариты и вес:
снаряженная масса - 6560 кг;
полная масса – 23 060 кг;
дорожный просвет (клиренс) - 290 мм;
Расход топлива - 35 литров на 100 километров.
Объем топливного бака - 225 литров.
В МАЗ-200 удивительно сочетались пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами, гидравлические рычажные амортизаторы двустороннего действия и рулевой механизм типа «червяк-ролик» без усилителя. Алексею Баталову, водителю грузовика в фильме «Дело Румянцева», было непросто управлять рулем такого автомобиля. Баталов получил водительские права и самостоятельно управлял грузовиком во время съемок этого социального детектива без дублеров.
Кабина грузовика вмещает трех человек. Водительское сиденье регулируется. Приборная панель оснащена манометром и амперметром. Отдельное устройство для измерения частоты вращения двигателя (тахометр) является значительным преимуществом модели 200. Переключение фар осуществляется с помощью педали. Автомобиль оснащен двумя передними фарами и двухсекционными задними фонарями. Минск устанавливает поворотники. В разное время грузовик оснащался различными двигателями: сначала модель 04A мощностью 120 лошадиных сил, затем - модель 206 мощностью 165 лошадиных сил и, наконец, с начала 1960-х годов, новый двигатель ЯМЗ-236 мощностью 180 лошадиных сил.
Механическая трансмиссия дополнена “сухим сцеплением”. Главная передача состоит из двух ступеней. Привод осуществляется на задний мост, подвеска полуэллиптическая с листовыми рессорами сзади. Колесная база позаимствована у немецких автомобилей. Вначале оригинальные шины заменялись покрышками от троллейбусов.
Производство МАЗ-200 продолжалось до 31 декабря 1965 года, после чего он был заменен на бескапотный грузовик МАЗ-500. Всего было выпущено около 230 000 грузовых автомобилей семейства 200, включая самосвалы, бортовые грузовики, седельные тягачи и полноприводные автомобили.
3. Вывод
— Объяснение причин недолговечности МАЗ-200
Что не так с МАЗ-200? Советский МАЗ-200 был инновационным грузовиком для своего времени, одним из первых массовых дизельных грузовиков. Он играл ключевую роль в строительстве множества зданий и промышленных объектов в СССР и пользовался большой популярностью. Это видно по тому, что было произведено 230 000 таких грузовиков, включая различные модификации и экспортные версии. Однако, при всей своей популярности, МАЗ-200 страдал от одного серьезного недостатка, который сократил срок его службы. Его деревянная кабина не была рассчитана на большие нагрузки и просто не выдерживала их.
Если бы разработчики МАЗ-200 потратили больше времени и усилий на создание кабины, грузовик мог бы стать более успешным и долговечным. Однако история решила иначе. Роль МАЗ-200 заключалась именно в этом, и тут ничего не поделаешь. Этот грузовик навсегда останется в истории, как недолговечная, но важная часть истории советских грузовых автомобилей. Именно деревянная кабина стала той точкой, после которой грузовик к 1990-м практически исчез с дорог.
Спасибо, что дочитали до конца!