Найти тему
Цитадель адеквата

Почему колёсные? Новейшие российские речные теплоходы

В прошлом 2023 году на круизные рейсы по Волге начал совершать теплоход «Золотое Кольцо» – головное судно проекта ПКС-180. Для куизных лайнеров – даже речных – он невелик. Водоизмещение составляет всего 900 тонн при трёх обитаемых палубах и возможности принять на борт 140 пассажиров. Размещающихся, впрочем, в очень комфортабельных каютах. Но так и задумано. Небольшие размеры, малая высота, а главное, осадка не превышающая 1.2 метров позволяет лайнеру все тёплое время года ходить по неглубоким рекам, – таким как Ока, – и многим старым, имеющим уже лишь историческое значение каналам. С другой стороны, выход на просторы Ладожского или Онежского озёр для «Золотого Кольца» рискованное предприятие. Но туристические маршруты – это уже отдельный вопрос.

Главное же, теплоход – колёсный. С кормовым расположением гребных колёс. И это уже не эксперимент. Экспериментом были строившиеся до этого малой серией речные теплоходы типа «Сура» – водоизмещением всего 130 тонн и, соответственно, прогулочные. Там расположение гребных колёс тоже было кормовым.

ПКС-180
ПКС-180

Таким образом, возникает вопрос, почему – колёса? Сравнительно с винтом, колёсный движитель имеет преимущества и недостатки… Но ясно же, что ещё в XIX веке недостатки были найдены перевешивающими, так что, к середине прошлого столетия колёсные пароходы исчезли и с рек.

ПКС-180
ПКС-180

...Ключевое слово здесь «пароходы». Гребное колесо отличается от винта высоким собственным весом, высоким расположением оси (а значит и силовой установки, что снижает остойчивость), низким КПД, особенно при большой скорости хода. Плюс, колёсный пароход очень плохо переносит бортовую качку, при которой глубина погружения бортовых колёс различается.

ПКС-40
ПКС-40

Преимуществами же колеса являются… внезапно, высокий КПД при использовании паровой машины (с малой скоростью вращения вала) и на малой скорости хода. Особенно же при малой осадке. Колёсное судно оказывается более «приёмистым» – резвее трогается с места и тормозит, – и манёвренным. Реверс одного из колёс позволяет разворачиваться на месте.

ПКС-40
ПКС-40

Легко видеть, что недостатки колёсного движителя критичны, а в каких-то случаях и гибельны, для корабля в океане. Соответственно, на море винт победил очень быстро. Достоинства же полезны для речников. И только если используется паровой двигатель. По мере того, как и на речных маршрутах пароходы вытеснялись теплоходами, интерес к колесу пропадал.

Что изменилось?

«Золотое Кольцо» не теплоход, а дизель-электроход. Дизельная установка производит электроэнергию, на каждое же из колёс работает свой электромотор. Что исключает необходимость в массивных и расточительных механических редукторах, а манёвренность же повышает. Характерно также, что, подобно паровому, электродвигатель – весящий мало и мало влияющий на остойчивость, – развивает максимальную мощность на низких оборотах.