В прошлом 2023 году на круизные рейсы по Волге начал совершать теплоход «Золотое Кольцо» – головное судно проекта ПКС-180. Для куизных лайнеров – даже речных – он невелик. Водоизмещение составляет всего 900 тонн при трёх обитаемых палубах и возможности принять на борт 140 пассажиров. Размещающихся, впрочем, в очень комфортабельных каютах. Но так и задумано. Небольшие размеры, малая высота, а главное, осадка не превышающая 1.2 метров позволяет лайнеру все тёплое время года ходить по неглубоким рекам, – таким как Ока, – и многим старым, имеющим уже лишь историческое значение каналам. С другой стороны, выход на просторы Ладожского или Онежского озёр для «Золотого Кольца» рискованное предприятие. Но туристические маршруты – это уже отдельный вопрос.
Главное же, теплоход – колёсный. С кормовым расположением гребных колёс. И это уже не эксперимент. Экспериментом были строившиеся до этого малой серией речные теплоходы типа «Сура» – водоизмещением всего 130 тонн и, соответственно, прогулочные. Там расположение гребных колёс тоже было кормовым.
Таким образом, возникает вопрос, почему – колёса? Сравнительно с винтом, колёсный движитель имеет преимущества и недостатки… Но ясно же, что ещё в XIX веке недостатки были найдены перевешивающими, так что, к середине прошлого столетия колёсные пароходы исчезли и с рек.
...Ключевое слово здесь «пароходы». Гребное колесо отличается от винта высоким собственным весом, высоким расположением оси (а значит и силовой установки, что снижает остойчивость), низким КПД, особенно при большой скорости хода. Плюс, колёсный пароход очень плохо переносит бортовую качку, при которой глубина погружения бортовых колёс различается.
Преимуществами же колеса являются… внезапно, высокий КПД при использовании паровой машины (с малой скоростью вращения вала) и на малой скорости хода. Особенно же при малой осадке. Колёсное судно оказывается более «приёмистым» – резвее трогается с места и тормозит, – и манёвренным. Реверс одного из колёс позволяет разворачиваться на месте.
Легко видеть, что недостатки колёсного движителя критичны, а в каких-то случаях и гибельны, для корабля в океане. Соответственно, на море винт победил очень быстро. Достоинства же полезны для речников. И только если используется паровой двигатель. По мере того, как и на речных маршрутах пароходы вытеснялись теплоходами, интерес к колесу пропадал.
Что изменилось?
«Золотое Кольцо» не теплоход, а дизель-электроход. Дизельная установка производит электроэнергию, на каждое же из колёс работает свой электромотор. Что исключает необходимость в массивных и расточительных механических редукторах, а манёвренность же повышает. Характерно также, что, подобно паровому, электродвигатель – весящий мало и мало влияющий на остойчивость, – развивает максимальную мощность на низких оборотах.